18+ 1 октября 2014 в 13:13 3001 0
Культура

Ле-Дантю и Попков на одной выставке

В Орловском музее ИЗО открылась выставка «Русское искусство ХХ века. Живопись. Из фондов музея».

Экспозиция из редких фондов музея организована при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и составлена из тридцати семи «ударных», как их называют в самом музее, картин.

«Ударные» в данном контексте подразумевает ключевые живописные работы, по которым можно судить о развитии изобразительного искусства в России в 1910-х-1960-х годах. Уместить столь значительный временной отрезок в два экспозиционных зала под силу только профессионалам своего дела.

Настоящая выставка – это своего рода римейк. Орловские граждане старшего поколения, вероятно, ещё помнят, как было представлено искусство XX века в областном выставочном зале на Салтыкова-Щедрина. В момент осмотра картин я услышала, как к экспозиционерам обратилась посетительница, почтенного вида дама: «Вот эта картина тогда была. А эта – не выставлялась». Показать всё богатство фондов музей, увы, не имеет возможности, так как площадей катастрофически не хватает. Так что пока зритель может довольствоваться впечатлениями от отдельных, зато действительно уникальных работ.

Музейная коллекция, посвящённая русской живописи прошлого столетия, начала формироваться в 1927 году, когда из Московского музея живописной культуры поступили произведения русского авангарда 1910-1920-х годов. Уже через десятилетие после своего открытия, в 1970-е гг., Орловский музей ИЗО (тогда именовавшийся Орловской картинной галереей) стал приобретать произведения непосредственно у наследников художников. Со временем ценность этих работ возросла, и теперь они составляют редкий фонд. Всего же искусство XX века составляет три четверти собрания музея.

Любителей изобразительного искусства мы решили избавить от длинного рассказа обо всём, что можно увидеть на выставке. Лучше будет, если вы отправитесь на очную встречу с картинами. Однако несколькими любопытными моментами мы всё-таки с вами поделимся.

Одно из ярких напоминаний о рано ушедшем из жизни футуристе М.В. Ле-Дантю – его картина «Поворот автомобиля» (1910-1911). Это полотно есть в специальных каталогах и является предметом гордости Орловского музея. Художник попытался изобразить чудо своего времени – несущийся на скорости автомобиль. Стремительная композиция и красно-охристое цветовое решение позволяют заметить, как машина на наших глазах преодолевает крутой вираж, просматривается и геометрия московских улиц, тогда ещё не знавших суеты и пробок. Интересно, как бы теперь эту динамику на холсте передал автор?..

Есть на выставке и общепризнанный успешным эксперимент П.В. Эндера по освоению принципов пространственно-цветовой теории, исповедуемой одним из лидеров русского авангарда М.В. Матюшиным. Эндеровские «Краски природы» (1920-е) есть отображение наблюдений за явлениями и свойствами природы через цвет. И – удивительное дело – за этим красками просматривается живописная работа знаковой фигуры серебряного века, супруги художника Елены Гуро. Вы спросите: как это? Попробуйте обратиться к работникам музея с просьбой разгадать загадку.

Как портретисты на выставке представлены автор знаменитого сказочного домика «Теремок» в Талашкино Сергей Малютин и живописец-передвижник Абрам Архипов. Работы обоих художников выполнены в технике пастели и отражают приверженность мастеров к реалистическим традициям русской художественной школы. Сергей Васильевич Малютин запечатлел свою дочь Ольгу в амазонке, женском костюме для верховой езды (работа «Амазонка», 1920): перед нами изящная фигура девушки, в чьём облике подчёркнута утончённость, а в выражении лица угадывается глубокая натура. «Цветочница» же Абрама Ефимовича Архипова написана с колоритной русской крестьянки, в ярких красках передан национальный характер.

В экспозиции есть картины входящих в «Общество московских художников» А.В. Куприна «Улица старого Баку» (1931), Лентулова А.В. «Ваза с яблоками», П.П. Кончаловского «Натурщица» (1910). Зрителю представлены сразу две работы Роберта Фалька – участник экспозиции салона «Золотое руно» (1909-1910 г.) портрет «Лиза в голубой шали» (1909) и его более поздняя работа – «Обнажённая в янтарном ожерелье» (1925). Об эстетических воззрениях художников группы «13» позволяют судить картины двух орловчанок – А.Ф. Софроновой («Натюрморт с луком», 1914, «К вечеру. Закат», 1920, «Мост над Окой»,1929) и Н.А. Удальцовой («На току. Алтай», 1932) и супруга Удальцовой А. Древина («Город Дмитров», 1924, «Портрет Н.А. Удальцовой», 1935). Кстати, как нам по секрету рассказали сотрудники музея, в скором времени планируется выставка произведений в жанре натюрморт именно наших земляков. Но это – в перспективе, а сейчас продолжаем путешествие по указанной экспозиции.

Теперь знакомимся с творчеством «шестидесятников». Русская деревня и её жители, такая узнаваемая для современного провинциала, оживает на полотнах В.Ф. Стожарова («Бабье лето», 1957, «Натюрморт «Молоко», 1961), В.Н. Гаврилова («Буйный ветер»), А.А. Пластова («Соня Шарымова», 1960), братьев Ткачевых А.П. и С.П. («Уборка картофеля», 1967, С.П. Ткачев «Детвора», 1960-е, «Вечер», 1960), Б.В. Щербакова («Пруд в ноябре»,1961, «Осенний вечер», 1962).

В декабре 2013 года в залах Российской академии художеств государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» представил ретроспективу живописных работ одного из ярких представителей «сурового стиля», шестидесятника Виктора Попкова спустя почти сорок лет с момента его трагической гибели (от выстрела инкассатора). Примечательно, что вместе с так называемыми «эталонными» произведениями Попкова (например, «Строители Братска» или «Бригада отдыхает») зрители впервые увидели целый ряд неизвестных широкой аудитории работ из частных собраний. Москву, Венецию и Лондон покорила экспозиция из сорока полотен, и в ней было представлено только  два региональных музея – Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И.Машкова и наш, Орловский музей изобразительных искусств. Работы из наших фондов «Интерьер» (1962) и «Чекист» (1963) были отреставрированы специалистами РОСИЗО и составили на выставке вместе с картиной «Светящиеся окна» своего рода триптих (неизвестно, был ли у самого художника замысел объединять работы в серии, а тем более «сращивать» в триединство). Сцены на всех трёх картинах отображают времена сталинских репрессий. Особенно эмоционально выписан «Интерьер»: сердце уходит в пятки от ожидания, что вот-вот в дверь позвонят, а потом кого-то поведут по лестнице туда, откуда уже не дано вернуться к прошлой жизни, в его последний рассвет… На выставке в Орле третьей стала картина «Мужчина в чёрной гимнастёрке», повествующая о деформации личности. Все три полотна из фондовой коллекции были приобретены у вдовы художника Клары Ивановны Калинычевой. Картины из орловского собрания включены в специальный каталог.

Концептуально вехи в развитии изобразительного искусства 1910-1960-х гг. объединяет идея поиска, потребность в новаторстве, стремление освобождения от художественных штампов, поясняют сотрудники музея и добавляют, что их выставка-высказывание посвящена взаимосвязи между различными идейно-художественными течениями русских живописцев. 

Чем ещё может удивить экспозиция «Русское искусство ХХ века. Живопись. Из фондов музея», узнаете сами, если заглянете в Орловский музей ИЗО до 26 октября включительно. Режим работы: вторник, среда 10:00-17:00; четверг 10:00-21:00; пятница - воскресенье 10:00-17:00.

Ирина Крахмалева,

фото автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru

Добавьте «ИнфоОрел» в ваши источники в Яндекс.Новостях

И читайте наши новости первыми


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах


Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться