18+ 26 июля 2013 в 09:42 3293 0
Общество

Как орловский трамвай пережил 1940-е годы

К 70-летию освобождения Орла и 115-летию орловского трамвая. На заглавном фото - первый восстановленный трамвай, 1943 год.

Сентябрь 1943 года. В Орле идут работы по восстановлению трамвайного движения после 23-месячного перерыва. Движение по одному из существовавших прежде маршрутов возобновилось, как свидетельствуют источники, к 16 ноября, однако было нестабильным, часто с перебоями, в основном из-за дефицита электроэнергии, и полностью наладилось только в 1949 году. Но для опустошённого, разрушенного города подобное событие, безусловно, носило знаковый характер, являло собой пример настоящего трудового подвига.

История орловского трамвая, как известно, началась 115 лет назад, в 1898-м. Мы сейчас не будем углубляться в столь далёкое прошлое. Вспомним, каким орловский трамвай встретил начало войны.

Надо сказать, что 30-е годы в трамвайном хозяйстве города произошло немало перемен. Так, в начале 30-х был выделен самостоятельный трест «Орловский городской трамвай». По улицам города к тому времени курсировали 23 моторных и 9 прицепных пассажирских вагонов (и те и другие - постройки 1898 года, закрытые, деревянные, на 20 мест, привезённые из Бельгии). У трамвая был и свой парк с вагоноремонтными мастерскими. В 1935 году роликовые токоприёмники были заменены на дуговые, тогда же было принято решение перешить трамвай в Орле с узкой колеи (1000 мм) на колею 1524 мм. Правда, перешивка линии трамвая и замена рельс началась только через 3 года. Одновременно с этим с Усть-Катаевского вагоностроительного завода в Орёл начали поступать ширококолейные вагоны трамвая. Новые вагоны перевозили в день до 30 тысяч пассажиров, до 2000 человек забирая одновременно. Теперь один вагон в сутки мог перевезти до 3100 человек, вдвое больше прежнего.

Как вы знаете, Орёл в 1937 году становится областным центром, и, понятное дело, вопрос обеспечения населения транспортом требует всё новых решений. Если в октябре 1938 года в ширококолейном парке было 12 вагонов, а на ходу оставались 15 пассажирских моторных узкоколейных вагонов, то к январю 1941-го в Орле ходили уже 20 ширококолейных и 6 узкоколейных вагонов. В это время действовали следующие трамвайные маршруты: 1 – Володарский переулок - ул. Московская - вокзал (1524 км, 12 вагонов); 2 – областная больница – ул. Ленинская – Володарский (сейчас Воскресенский переулок. – Прим. ред.) переулок – ул. Комсомольская – кирпичный завод № 8 (1000 км, 10 вагонов); 3 – Володарский переулок – Первомайская площадь (сквер Танкистов. – Прим. ред.) – ул. Пушкинская – переезд (1000 км, 2 вагона); 4 – Володарский переулок – Первомайская площадь – ул. Пушкинская – 2-ая Курская ул. – Рабочий городок (1000 км, 2 вагона). Остановка на Володарском переулке становится местом пересадки пассажиров на все линии.

Потом в мирные планы вмешалась военная атмосфера. Большинство работников трамвая были мобилизованы и ушли на фронт. 3 октября 1941 года трамваи остановились из-за взрыва городской электростанции – в город вошли немцы. Электростанцию взрывали наши, предварительно отключив электричество и оповестив трамвайщиков. Трамваи, в этот момент находящиеся на линии, замерли на местах – там им суждено было простоять… два года. Сохранились воспоминания вагоновожатых того октябрьского дня, они были обнародованы в орловских газетах. Известно, что вагон № 7 остановился на ул. Ленина, у кинотеатра «Победа». Последней остановкой вагона № 10 стал кинотеатр «Родина», на ул. Московской.

Работа на городских маршрутах так и не возобновилась до прихода советских войск, хотя немцы восстановили электростанцию и даже пытались пустить линию от вокзала до Первомайской площади, были попытки восстановления грузового трамвайного движения на конной тяге. В 1942 году рабочий провод контактной линии орловского трамвая был снят и переправлен в Германию. Все вагоны, оказавшиеся в депо, ждала печальная участь – они были серьёзно повреждены. Сохранились только те, что застыли на улицах.

Буквально сразу освобождения Орла 5 августа 1943 года в орловском трамвайном хозяйстве начинается восстановительная работа - под руководством вернувшегося с войны директора В.И. Звягинцева (позже, в 1943-1947 гг. орловский трамвай возглавлял Б.В. Шиц. - Прим. ред) . Областная власть для того, чтобы пустить трамваи уже к 7 ноября, обратилась в орловский штаб партизанского движения с просьбой откомандировать 400 (!) партизан для ремонта дорожно-мостового хозяйства.

Вагоны ремонтируются у вокзала, а не в депо – туда путь пока был закрыт. Нужно было найти материал для замены опор, рельс, шпал, даже сидений в вагонах. Расчистка парка, ремонт пути, монтаж контактной сети, разбор узкоколейных маршрутов, постройка мостов – сейчас кажется невероятным, как тогда весь этот объём работы удалось выполнить в кратчайшие сроки.

Самым ударным по темпам восстановительных работ выдался октябрь 1943-го. Орлу помогали московские трамвайщики, в том числе приглашённые специалисты, которые монтировали тяговую подстанцию. Первые восстановленные вагоны пошли по первому (указанному нами ранее) маршруту. По другим направлениям трамвай пойдёт только после восстановления моста через Орлик.

Курсировавший по городу орловский трамвай наполнил город атмосферой оптимизма. Его не мог угасить даже тот факт, что электроэнергии катастрофически не хватало, и почти весь 1944-й (кроме октября) трамвай простоял. Серьёзные перерывы в движении были и в первом полугодии 1945 года. А в мае в Орёл прибыл энергопоезд мощностью 3 тыс. кВт. Уже через год созданное управление орловского трамвая начало сооружать трамвайную линию по ул. Сакко и Ванцетти (сейчас ул. Карачевская. – Прим. ред.). Согласно источникам, узкоколейку от Гостиных рядов до Комсомольской площади разбирали пленные немцы.

Последним годом восстановления явился 1949-й. В Орле к этому времени действовали двухколейные пути, пришедшие на смену довоенным узкоколейным, завершилось строительство разворотных колец на конечных остановках, началось обновление вагонного состава, с 1946 года строилась трамвайная линия в юго-западную часть Орла, по ул. Комсомольской до кирпичного завода. Нового подвижного состава не было – пополнение в виде 15-ти вагонов пришло из Москвы, правда, это был подержанный транспорт (10 двухосных моторных типа «Ф» были построены в 1912-1913 гг., 5 четырёхосных прицепных типа «ПК» - в 1929г.). Так что инвентарное число вагонов в парке оставило 31 единицу. В штате орловского трамвая были уже 185 человек (против 26-ти в первые месяцы после освобождения города), среди них 18 вагоновожатых и 35 кондукторов.

До начала 1950 г. в Орле действовали два трамвайных маршрута: № 1 – Вокзал – Монастырка; №2 – Вокзал – Кирпичный завод. По Ленинской «москвичей» пускать не решились – при подъёме тяжёлые прицепы могли оторваться, зато им доверили новый маршрут - № 2 – от вокзала до кирпичного завода на Комсомольской. Электроэнергия теперь подавалась бесперебойно, и на линию в месяц выходило 14-19 транспортных единиц.

В течение 1949 года орловский трамвай курсировал по пути, протяжённость которого возросла с 12,3 км до 20, 9 км, и в общей сложности перевёз 11 969 пассажиров.

В 1952-53 гг. в Орле откроются новые маршруты - №3 и № 4, парк пополнится 2-мя первыми трамвайными поездами (типа КТМ-П-1), появятся удобные трамвайные павильоны. В перспективе будет задумано строительство нового депо и перенос линий с улицы Московской на ул. Грузовую. Но это, как говорится, уже другая история, вернее, её продолжение, со своими успехами и невоплощёнными планами, наполненная духом мирного времени.

О других любопытных фактах из жизни орловского трамвая InfoOrel.ru расскажет в следующих материалах.

Подготовила Ирина Крахмалева

В публикации использованы материалы из книги "Неутомимый труженик" (К 100-летию пуска Орловского трамвая) А.И. Лысенко (Орёл: изд-во "Вешние воды", 1998 г.), а также факты, найденные в открытых источниках.

Фотографии сделаны в музее ТТП.


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru

Добавьте «ИнфоОрел» в ваши источники в Яндекс.Новостях

И читайте наши новости первыми


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах


Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться