13 августа 2021 в 17:56 5982 0
Культура

История всем двором: орловский театр оживил свободное пространство

Год назад театр «Свободное пространство» приятно удивил зрителя премьерой «День 1418-й». Автор пьесы, заместитель худрука Светлана Коновалова решилась на продолжение истории, и вот увидела свет очередная премьера – «На счастье или на беду».

Фото: Олеся Суровых / театр «Свободное пространство»

«День 1418-й» посвящается окончанию Великой Отечественной войны. День Победы – это как точка отсчёта нового времени для расправившего плечи города (место событий – наш Орёл), для его обитателей, у которых глаза горят от надежды на то, что можно выстроить жизнь в мире и добре. Потом – бросок на двадцать лет вперёд: а что стало с надеждами героев; их встречи, их поступки, их сращения и разделения – на счастье или на беду?

Большое достоинство постановок, над которыми работали в соавторстве режиссёры Сергей Пузырев и Татьяна Сагайдачная, – в их гуманистическом начале, в смещении акцентов со сложности исторического процесса, у которого свои законы и стремления, к простоте людского бытия, когда «коммунальное домохозяйство» было не то чтобы антиподом роскоши и собственничества, но признавалось как возможная модель мироустройства, где, если тяжело, то понемногу каждому, а если хорошо – то всем, в больших масштабах и через край. Спорно, противоречиво, но попытки так жить и быть случались, и даже иной раз выходили весьма удачными. За всей внешней простотой существования одного маленького двора – огромная жизнь, вся гамма человеческих чувств, душевное взросление, желание двигаться к свету.

В постановках задействованы четыре поколения артистов, от бабушек до правнуков. Так же и со зрителями, которым рекомендовано участвовать (а как иначе, если всё разворачивается на наших глазах почти без сценических условностей) в действе с 12 лет.

Ничего особенно героического вы не найдёте в персонажах: каждый из них по отдельности типичен для своего времени и того характера, который задан волей автора и режиссёров, но все вместе они составляют трогательный ансамбль, покоряющей достоверностью игровой манеры. Тайны прошлого гражданина, не вернувшегося с войны (Пауль Эдварс – Антон Соколкин) и реакция догадавшейся матери (Баба Маня – заслуженная артистка РФ Нонна Исаева); зарождение любви москвички из семьи интеллигентов, студентки филфака и тёзки Тургеневской барышни (Лиза Калитина – Валерия Жилина), и орловского паренька, выходца из обычного рабочего класса (Митька Тарасов – Валентин Тюрин); иллюзия благодатного продажного изобилия, когда всё можно достать, но так скоро остывает семейное тепло (Вероника – Светлана Нарышкина; Больжедор Степанович – Станислав Иванов, Сашка-космонавт – Владимир Козловский, Нужный человек – Игорь Нарышкин; Костя – Михаил Артемьев, Леночка – Ярослава Симонова); стратегия обновления семейных отношений (Тарасовы: Клавдия – Ирина Агейкина, Степан – Сергей Козлов); шаги на пути прощения предательства (Труфановы: Валентина Сергеевна – Елена Симонова, Иван – Максим Громов, Катя – Надежда Староверова); способ подарить любовь и стать мягче и душевно богаче (Кондратьевы: Анна – Мария Козлова, Товарищ Кондратьев – Дмитрий Литвинцев, Виктор – Альберт Мальцев, Виктор в детстве – Тихон Григорьев) – в общем виде такие внутренние сюжетные линии перед нами в спектакле.... Интересно их раскрывать, когда режиссёр предлагает, словно через бинокль, выхватить край той или иной истории и через слово, работу артиста обнаружить трагедию в комическом и философское в обыденном.

Спектакли необязательно смотреть один за другим – они с точки зрения содержания и формы самодостаточные, но у них есть общая сюжетная канва и главные герои, что стоит иметь в виду любителям «многочастного» творчества. Автор пьес не исключает, что новый замысел сулит персонажам отправку как в довоенное прошлое, так и скачок в 80-е.

Пожалуй, главное неповторимое действующее лицо – сам театральный дворик. До недавнего времени свободное от игр служителей Мельпомены и не избалованное вниманием зрителей, теперь это место действия наполнено лицами эпохи – поколений, которые проживали в Орле, которые составляют его настоящее, которые готовы любоваться им и в будущем.

Ирина Крахмалева,

фото Олеси Суровых


Источник: ИА «Инфо-Сити» (InfoOrel.ru)
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Мы используем сервис „Яндекс.Метрика“, который использует файлы „cookie“. Подробнее здесь
Вход
Регистрация
Восстановление пароля

Пожаловаться