Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
Интервью с бизнес-тренером Антоном Калабиным
На вопросы, связанные с эффективной системой управления бизнес-процессами, ответил Антон Калабин, советник по стратегическому менеджменту, основатель тренинговой компании «Школа харизматических лидеров», известный бизнес-практик

- Антон, в центре внимания многих ваших публикаций находится понятие «корпоративная культура». Что следует понимать под «корпоративной культурой»? Насколько это новомодное понятие актуально для российского бизнеса?
Антон Калабин: Корпоративная культура – эта та социальная среда, в которой существуют сотрудники компании. Как и внутри любого сообщества, внутри компании образуется некий набор неписаных правил и стереотипов поведения, взаимодействия, даже определенная терминология, что, в конечном счете, определяет, что одобряется и/или не одобряется в поведении сотрудников.
Корпоративная культура возникает всегда, спонтанно, независимо от того, пытался кто-то ее намеренно создать или нет. Соблюдение корпоративной культуры никто не контролирует, руководитель может попробовать ею управлять, однако стоит помнить о том, что общение персонала происходит и вне офиса, где процесс управления становится невозможным. Элемент управления в данном случае состоит в том, что на этапе становления корпоративной культуры руководитель может заложить необходимые ему основы: чтобы коллектив одобрял то, что идет на пользу бизнесу, и не одобрял того, что идет во вред. Причем это надо делать с самого начала, так как зачастую изменение корпоративной культуры означает тотальную смену персонала. Корпоративная культура – способ и средство создания самоподдерживающейся, саморазвивающейся организации. Корпоративная культура отражает ценности компании. В своей корпоративной политике руководитель должен ясно определить цель и миссию компании. Причем их нужно четко и понятно сформулировать – сначала для себя, потом написать на бумаге, потом – на корпоративных визитках, у себя на сайте, там, где напоминания постоянно попадаются на глаза сотрудникам; когда в компанию приходит новый человек, нужно дать ему брошюру с «программным текстом» и тестировать его, спрашивая, помнит ли он главный стандарт компании и в чем ее цель.
- Есть ли какие-то надежные механизмы формулирования цели компании?
А.К.: Руководителю нужно помнить, что цель – это результат, а не процесс. Как только цель превращается в процесс, бизнес-организация становится семьей (ведь цель семьи и подобных ей социальных образований – именно процесс – выживания, существования и т.п.).
- Антон, вы работали над проблемой доверия как одного из ресурсов для создания эффективной команды. Назовите основные факторы, способствующие укреплению доверия.
А.К.: Для начала нужно определиться – доверие кого и к кому. С одной стороны, сотрудники должны доверять своему лидеру. И механизм доверительных отношений здесь строится на архетипических функциях лидера, которые существовали еще в первобытном обществе у вожака племени. Таких функций всего четыре: защита, добыча, оценка и распределение, направление (то есть постановка цели). Если лидер хорошо выполняет указанные функции, подчиненные ему доверяют. С другой стороны, лидер может доверять своим сотрудникам, если они эффективно выполняют свои функции (в самоуправляемой компании это очень важно). Однако для эффективной компании важнее именно доверие персонала к лидеру. Для бизнеса единицей связи должно стать звено «непосредственный начальник – непосредственный подчиненный», именно здесь проще и эффективнее всего использовать ресурсы доверия. Я руководствуюсь довольно простым принципом: вассал моего вассала не мой вассал. То есть на эффективность бизнес-процессов не влияет количество филиалов, территориальная удаленность офисов и т.п.
- Лидер может успешно совмещать положительные личностные и профессиональные качества?
А.К.: Если у него получается, то почему нет. Важно понимать: лидер не должен быть хорошим, он должен хорошо выполнять предписанные ему функции, быть четким и понятным. Тогда подчиненным будет удобно с ним работать, понятия «нравится - не нравится» здесь уже неуместны.
- Как обстоят дела в вашей «Школе харизматических лидеров»: над чем работаете сегодня?
А.К.: Дело в том, что «Школа харизматических лидеров» сейчас не функционирует. Она была изначально задумана как тренинговая компания. Сейчас же произошли определенные изменения, в том числе в моей профессиональной жизни. Интерес к тренингам остался, но приоритетными для меня сегодня являются запросы первых лиц компаний по поводу достижения бизнес-целей. Поэтому сейчас я являюсь консультантом по стратегическому менеджменту: делюсь своим опытом, устраняя те проблемы, которые мешают бизнесу спокойно идти вперед.
- К какому идеалу компании, по-вашему, должен стремиться руководитель?
А.К.: Все зависит от того, что руководителю нужно. Он должен все время ставить вопрос: зачем? Зачем ему нужна идеальная компания? Необходимо определиться с целью. А вообще – и я об этом говорил на прошедшем в Орле семинаре - идеальная компания для руководителя выглядит примерно так: он практически ничего не делает, при этом компания эффективно работает и развивается, достигает наилучшего результата, а руководитель тем временем занимается интересным для него делом.
- Над какими теоретическими или практическими проблемами вы работаете сейчас?
А.К.: Уже довольно долго я работаю над проблемой «управлять не управляя»: все наработки последних 10 лет думаю свести в одну книгу с одноименным названием. Надеюсь, она появится примерно через год – как промежуточный итог большого этапа теоретической работы. Сейчас также активно обучаюсь психологии, психотерапии, сам участвую во многих семинарах. Считаю, чтобы быть лучше, надо учиться постоянно.
Беседовала Ирина Крахмалева, www.infoorel.ru
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/intervyu-s-biznes-trenerom-antonom-kalabinym.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.