Комедия, Жан Франсуа Реньяр
Премьера состоялась в октябре 2012 года
Продолжительность спектакля — 1ч. 35 мин.
Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева | 21 декабря | Начало: |
Среди афоризмов знаменитого французского комедиографа Жана Франсуа Реньяра (1655-1709 гг.) есть одно изречение, которое может послужить эпиграфом к его последней и, пожалуй, самой совершенной комедии «Единственный наследник», востребованной актерами и зрителями в течение трех столетий: «Невозможно иметь и небольшой собственности без того, чтобы люди или черт не старались захватить ее». А если вы изрядно богаты, владеете домами, поместьями, имеете кругленькую сумму в банке, да при этом одиноки, немощны и на склоне лет, как герой комедии Жеронт, вы — идеальная добыча для лекарей, аптекарей, дальних родственников, число которых растет изо дня в день. Целая орава наследников, 119 душ мужского только пола, томятся, с надеждой ожидают часа, когда Жеронт испустит, наконец, дух. Для его молодого племянника Эраста, влекомого Амуром, вожделенное наследство — гарантия счастливого соединения с возлюбленной Изабеллой. И пронырливый его слуга Криспен, и бойкая Лизетта, служанка богача, — все рассчитывают попасть в завещание, которое Жеронт намерен составить сегодня. Но хитрый старик задумал всех своих родственников оставить в дураках...
Нет резону открывать публике его неожиданный и сногсшибательный в этой ситуации замысел. Лучше просто придти на спектакль, заглянуть в парижский дом Жеронта и оказаться свидетелем потрясающей интриги, а Реньяр, поверьте, ее замечательный мастер, — и тех изобретательных уловок, к которым прибегают предприимчивый влюбленный Эраст и ловкие расторопные слуги, чтобы перехитрить судьбу и не упустить птицу счастья из своих рук.
Каскад фарсовых сцен, комических недоразумений, моментальных переодеваний, остроумных совпадений украшают эту блестящую комедию нравов. Яркая театральная форма, разные краски и оттенки смеха, мир выдумки, фантазии и карнавала!
Жан Франсуа Реньяр умел развлекать публику, умел развеселить ее. На свой дар сочинять озорные забавные пьесы он смотрел как на одно из развлечений. Беззаботный повеса, кутила, игрок, любитель рискованных положений, в молодые годы он много путешествовал. В 26 лет даже умудрился побывать в Лапландии, на крайнем севере Швеции, написал об этом книгу. Его впечатлениями и наблюдениями до сих пор пользуются исследователи.
Однако подлинное призвание нашел в театре, стал любимым автором прославленной сцены Комеди Франсез. Младший современник Мольера, он признан его законным преемником, наследником его традиций. «К чести автора можно сказать, — свидетельствовали зрители тех далеких премьер, — что после смерти Мольера еще не играли пьес более развлекательных и остроумных, исправляющих людей смехом».
Жизнерадостная комедия «Единственный наследник» написана им в 1708 году, незадолго до смерти. Ей сопутствовал прочный успех на французской и мировой сценах. Совершенное мастерство этого последнего создания Реньяра высоко ценил Стендаль. А Вольтер был категоричен: «Кому не нравится Реньяр, тот не достоин восхищаться Мольером». Это афористическое емкое суждение покровительствует комедиографу не одно столетие. Оно не утратило своей силы и в наши дни.
Комментарии