23 июня 2015 в 16:47 3772 0
Культура

Обереги в крестьянском быту

С полотенца конца XIX века из Орловского уезда Орловской губернии на нас смотрит пава, птица счастья, как верили древние славяне. Уникальные примеры вышивки и узорного ткачества заняли достойное место во временной экспозиции Орловского музея ИЗО.

Очень интересно об экспонатах рассказывает старший научный сотрудник музея Ирма Борисова. Ирма Ивановна – прирождённый исследователь, как она говорит, ещё во времена студенчества в Художественном институте им. И.Е. Репина народная культура её «задела», она и диплом защищала по народному искусству родного края, что тогда было, считайте, новаторством. Это её личной инициативе мы обязаны тем, что из экспедиций по орловским деревням ещё в 60-е годы минувшего века добыты уникальные предметы крестьянского быта. И благодаря Борисовой было впервые описано народное ткачество и вышивка, бытовавшие на территории Орловской области.

Экспонаты настоящей выставки, а также подобные предметы, хранящиеся в фондах музея ИЗО, отражены И. Борисовой в монографии «Народное искусство Орловского края конца XIX-XX веков»: здесь анализируется полевой материал, приводятся фрагменты из бесед с местными жителями. К слову, книга представляет интерес и для тех, кто увлекается диалектологией. Как в языке в отдельных районах встречаются свои слова и словоформы, так и изделия декоративно-прикладного творчества имеют локальные особенности, что также представлено на выставке. Особой техникой, к примеру, владели однодворцы, они быстрее перенимали городские мотивы, и на выставке это демонстрируется.

Самые ранние работы датируются 1880-ми годами. На обозрение выставлены полотенца, вышитые в технике простого креста и строчки. Отдельное внимание уделяется знаменитому орловскому спису. По сути, размышляет Ирма Ивановна, мы имеем дело с языческой иконографией: в полотне заключены отзвуки молитв, обращений к высшим силам за энергией для деторождения, для богатого урожая в поле. На полотенцах считываются мужские и женские символы (имеют характерную форму и расположение), символы рода и связи времён (в виде древа). А всё мироздание, если судить по орловским вышивке и ткачеству, конструируется из… ромба (он модифицируется в разных работах, может переходить в цепь, иметь отростки, быть поставлен на сторону – и каждая такая особенность орнамента имеет значение). Важна и символика цвета (сначала преобладали только красный как цвет жизни и синий как цвет неба и воды, а после в вышивку ворвалось буйство красок, появились неожиданные цветовые комбинации).

Крестьянская девчушка уже с 8 лет готовила себе приданое к свадьбе, и впервые её ручная работа выставлялась на обозрение в доме жениха, где ей и предстояло жить. Женщины порой за километры ходили посмотреть на ту, у которой руки золотые.

Особые полотенца, божники, или набожники, помещались в доме в красном углу, на божницу, где стояли иконы, по большим, годовым праздникам или передавались в дар церквям.

Ирма Борисова рассказывает, как город оказал влияние на деревню: миграционные процессы привели к тому, что исконное крестьянское население стало заимствовать у городских жителей стили и способы окрашивать изделия, появилась мода на вышивку по схемам. Но это не значит, что получались типовые вещи, подчёркивает Ирма Ивановна: орловские крестьяне продолжали творчески подходить к делу и всегда привносили свою индивидуальность в работу.

На выставке также имеются домотканые половики, шерстяные ковры «каролинка».

Ознакомиться с уникальной экспозицией можно до 27 июня.

Ирина Крахмалева

фото автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться