9 июня 2010 в 17:21 1370 0
Культура

Международный  театральный фестиваль «LUDI». «Записки  сумасшедшего».  День без числа

Новый  фестивальный день, 7 июня, в  очередной раз  столкнул  зрителя с таинством  актерского  мастерства. На большой сцене  орловского ТЮЗа публика  наблюдала классику  -  «Записки сумасшедшего».

Свое толкование произведения  показал Государственный Академический театр им. Евгения Вахтангова,  роль  Поприщина   исполнял   Заслуженный артист России  Юрий Красков.

Спектакль–превращение, спектакль-перевоплощение, абсурд,  замешанный  на глубоких  переживаниях  все  того  же  классичного для русской литературы образа  обиженного  «маленького  человека».

Темное пространство  сцены – будто бы  выхваченная из  сознания главного  действующего лица  картинка:  портрет  Наполеона (какой сумасшедший, тем  более  Гоголевский, без воспаленной  мании величия),  черное фортепиано – своеобразная концентрация эмоций Поприщина, грязное зеркало – замутненность  сознания,   хаотично разбросанные по всему пространству  сцены стулья -  скачущие несобранные мысли Аксентия  Иванова,  вешалка – попытка разложить свои эмоции по полкам, одновременно с этим   свалив  все  в кучу, кнут –  сгусток  отчаяния…

ПОПРИЩИН. Пока  еще в своем уме. Собранный,  застегнутый  на все пуговицы  костюма, прилизанный донельзя, злой на язык,  желчно-язвительный на все  свое окружение. Человек в системе,  ненавидящий  эту систему.  Чеканит шаг, чеканит мысль… Однако тень  его,  скачущая  на сцене  под  освещением  софита, всегда перед ним.  Дьявольщинка  в глазах  героях,  некая  «сумасшедшинка»  уже  с ним.  В повествование   с  пеной у  рта Поприщина  о начальнике,  окружении,  работе вмешиваются то и  дело  размышления о чувствах  героя  к    дочери  директора,  а также о якобы  услышанном им разговоре собак. 

Досада на свое положение в обществе нарастает, все чаще  в тишине  зала раздается одинокий резкий звук удара героем по клавишам  фортепьяно. 

Переписка собачонок украдена…Мерзкие клочки-письма песьей шерсти  нервно пляшут в руках  героях.  Спешно и  с отвращением,  перебарывая себя,  читает Поприщин  эту  собачью  чушь… Дочка директора выходит замуж  за какого-то  там  камер-юнкера?

Здравый  смысл начинает таять в герое окончательно.  И вот через секунду после сцены чтения писем перед  нами взъерошенный с гримасой отчаяния на лице  человек: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?»
Струны фортепиано  надрывно  звучат под ударами кнута, который  послушно бьется  в руках  Поприщина.

Костюм,  галстук,  рубаха,  штаны – все на вешалку… Аксентий Иванов -  в исподнем,  изменен  сам ход  мыслей! «Сегодняшний день — есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я».

В  дневнике потерян счет дням,  в  голове Поприщина – абсурд окончательно затмевает прежние размышления о  действительности… Для чего он  король? Важно лишь то, что  он здесь главный.

Психушка. Полное саморазрушение героя:  «Боже! что они делают со мною! Они льют мне на голову холодную воду! Они не внемлют, не видят, не слушают меня. Что я сделал им? За что они мучат меня? Чего хотят они от меня, бедного? Что могу дать я им? Я ничего не имею».

«Матушка, спаси твоего бедного сына!», -  в совершенном смятении,  потерянный, забитый до  слез, зовет герой. Шатаясь, обессилено и  обреченно, уходит он  в глубь  сцены-сознания  и больше  не появляется.

Невероятная сила перевоплощения Юрия Краскова  - единственного действующего лица в этом  моноспектакле – заставляет зрителя пережить целый спектр  неоднозначных  эмоций.  Диапазон их  - от  раздражения  и неприятия ядовитого  героя в начале действия до сочувствия, жалости, сдавленного комка  слез в горле  и злобы на тех, кто  посмел обидеть Поприщина, в финале.

Режиссер «Записок сумасшедшего» Римас  Туминас и  актер  Юрий Красков создали исключительно  литературный спектакль. Почти не отошли  от гоголевского  текста.  Но сумели сотворить достойное  произведение искусства, основанное на тонкой актерской игре и профессиональном мастерстве исполнителя единственной и главной роли.   

Оксана Полуничева, www.infoorel.ru

 


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться