Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
В Пушкинке прошёл вечер воспоминаний детей войны и победы
3 августа в библиотеке им. А.С. Пушкина приглашённые вспоминали историю нашего города и делились воспоминаниями об Орле военном, послевоенном, о тяжёлых днях нашей Родины.

На эту встречу были приглашены те, кто не воевал, не принимал участие в боях с фашистами, но всё же война оставила тяжёлый след в их жизнях и сердцах. Великая Отечественная война застала их, когда они были детьми. Как и всем детям, им хотелось играть, бегать, радоваться каждому дню и каждому новому успеху и достижению. Но нет. Война. Она омрачила самое дорогое, что есть у человека, – детство. Но даже в те скорбные годы, дети находили поводы для радости, шалили и играли в незамысловатые игрушки.
Елена Ашихмина, краевед, преподаватель, начала свой рассказ об Орле с основания крепости. Рассказала легенды, которые сопровождают историю названия нашего города. Много интересных фактов и моментов поведала историк слушателям. Рассказы о традициях, легендарных личностях, наших земляках, нашей знаменитой «стрелке» просто очаровали гостей праздника. Все слушали очень внимательно и заинтересованно, задавали разные вопросы.
Много интересных деталей рассказали гости на этой незабываемой встрече. Николай Сапрыкин, поэт, член Союза писателей, почётный гражданин п. Русский Брод, рассказал несколько эпизодов из жизни своей семьи в годы Великой Отечественной.
Его родители – наши земляки, оба из Верховского района. Но в предвоенные годы они жили и работали в Москве. Отца забрали на фронт на второй день войны. Когда стали эвакуировать жителей столицы, его мама, Пелагея Прокофьевна, с двумя маленькими детьми уехала к родным в Русско-Бродский район, на Орловщину. Пока добирались, их несколько раз бомбили немецкие самолёты, они вылезали из вагонов и прятались в оврагах. Тем самым они себя защищали.
В деревне тогда было спокойно, взрывов не было. Вдоль деревни протекала река Труды. И вот однажды в ноябре 1941 года, мама вышла из дома на улицу и увидела, как на противоположном берегу реки, длиной 1,2-2 километра движется фашистская нечисть. Они шли вдоль реки и опробовали лёд: можно ли по нему перебраться на другой берег. Народ весь всполошился: фашисты идут! Война. Люди стали наводить в домах беспорядки. Немцы стали искать в избах место для ночлега. Когда зашли в дом к бабушке Николая Тимофеевича, и огляделись, офицер на ломаном русском сказал, что они очень плохо живут. И стал хвастать фотокарточками, какие у них дома в Германии. И всё-таки трое фашистов остались жить у них. Семь человек, взрослых и детей, загнали на русскую печку и не разрешали им спускаться. Бабушку заставляли готовить еду, но не делились, попробовать разрешали только первую ложку: боялись, что она их отравит. Бабушке спать было негде, она спала сидя.
Тогда же, в ноябре, немцы собрали всех жителей деревни и согнали их в колхозный подвал. Там их продержали трое суток. На четвёртый день жителей вывели, построили и куда-то погнали. Тогда, в ноябре, стояли очень сильные холода, был снег. По пути следования фашисты присматривались, кто, во что одет и отбирали тёплые вещи. У его мамы были хорошие, тёплые валенки. Когда они увидели у неё валенки, посадили её на снег, сняли их и начали все мерить. Но никому они не подошли. Пелагея Прохоровна, сидя на снегу опять надела их.
- Вот если бы валенки подошли фашистам, - рассказывает Николай Тимофеевич, - может, её бы уже и в живых не было. Тогда мороз был 20-25 градусов, находиться босой на снегу невозможно. Вот так мама выжила в самом начале войны.
Отец погиб в 1941 году, был на Калиниском фронте. Ему было тогда 29 лет. Он прислал всего две весточки. Во второй открытке он писал: «Идут жестокие бои. Открытку пишу шестые сутки». Мама в Москву не вернулась – осталась жить на родной земле.
Моё творчество получило признание. Я автор нескольких поэтических сборников и прозы. В этих книгах есть стихи, посвящённые и маме и отцу.
Фронтовое письмо
Отец, отец, не помним мы тебя,
С сестрой в то время маленькими были,
Не понимали горьких слёз тогда,
Что мать жила вестями фронтовыми.
Уж выцвело отцовское письмо,
С большим трудом мать строчки различала,
С Калининского фронта к нам пришло,
И боль в её душе не утихала.
Оно последним было с той поры,
И больше писем с фронта не дождались,
Прибавилось у мамы седины,
А мы с сестрой сиротами остались.
Все с фронта едут, счастье в чей-то дом
Вернулось из военного похода,
Мы ждали, что и к нам придёт потом,
Но нет отца с того лихого года.
Встречать составы бегали и мы,
Вот-вот отец поднимет нас на плечи,
Не суждено ему прийти с войны,
И не сбылась у нас мечта о встрече…
Разговор с отцом
Отец, ты слышишь голос мой?
Давно-давно ты дома не был.
Ты не пришёл с войны домой,
Так и не знают внуки деда.
Есть фотографии тех лет
И твои письма фронтовые.
Смотрю с тоской на твой портрет:
Тебя всё нет, а мы – живые.
Чужого горя не понять –
Оно пришло в наш дом весною.
Не обнял ты старушку-мать,
И не увиделся с семьёю.
Отец, приснись хотя бы раз
И обогрей отцовской лаской.
Я буду знать – ты помнишь нас,
И сон для внуков станет сказкой.
***
Не осталось от отца наград,
Фронтовые письма пожелтели,
В память фотографии висят
На стене у маминой постели.
Да ещё отцовскую рукой
Адресок на фронтовом конверте.
Не пришёл отец с войны домой,
Много лет я жду его из смерти…
Только бы могилу мне найти,
Чтоб полить сыновьями слезами,
Много лет ищу к нему пути,
Что прошёл он с жаркими боями.
Когда Николай Сапрыкин читал свои стихи, у многих на глаза наворачивались слёзы.
Но гости не только чаёвничали и делились воспоминаниями, но и пели фронтовые песни под гитару. На эту встречу пришёл поэт и исполнитель песен Анатолий Иванов. Все с огромным наслаждением слушали его авторские песни, а он с большим удовольствием играл мелодии военных лет.
Татьяна Новикова,
фото автора
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/v-pushkinke-proshel-vecher-vospominaniy-detey-voyny-i-pobedy.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.