2 августа 2013 в 17:17 4726 0
Культура

Спасённый Тургенев

5 августа мы в 70-й раз отметим день освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков. Свою посильную долю в общую победу над врагом внесли те, кто в страшное военное время думали о том, как уберечь для себя и потомков наши культурные ценности, сохранить нашу память. Если бы не мужество и решительность руководства и сотрудников музея И.С. Тургенева, проявленные в 1941-м, уникальный Тургеневский фонд мог бы просто исчезнуть в пожарах и бомбёжках, мог быть расхищен и уничтожен противником. И это была бы невосполнимая утрата не только в масштабах малой родины писателя, но и всей России, да что там – всего просвещённого мирового сообщества.  

Изначально музей И.С. Тургенева располагался в доме Галаховых (дом № 13 по нынешней ул. Тургенева) постройки И. Ф. Тибо-Бриниоля. Как известно, имение в Спасском после смерти писателя перешло по наследству Ольге Васильевне Галаховой, жене орловского вице-губернатора Н.П. Галахова, наследнице И.С. Тургенева и А.А. Фета. Мебель и личные вещи писателя из Спасского-Лутовиново семейство Галаховых вывезло в Орёл ещё в 1905 году.  Здесь располагалась и богатейшая библиотека И.С. Тургенева, а также библиотека Белинского, в своё время приобретённая И.С. Тургеневым у вдовы знаменитого литературного критика. Можете себе представить, каким ценным фондом располагал открывшийся в честь столетия И.С. Тургенева в 1918 году литературный музей. В 1939 году он перешёл в разряд государственных, и в головах его сотрудников зрели планы о работе по сбору материала по писателям-орловцам, с последующим экспонированием. А потом грянула война…

В конце лета 1941 года над Орлом – регулярная воздушная тревога, ночами начинается бомбёжка. Людей и предприятия спешно эвакуируют вглубь страны. Директор Государственного литературного музея И.С. Тургенева Борис Александрович Ермак принимает решение обратиться в Наркомпрос с просьбой перевести подопечное учреждение культуры в безопасное место.

В архивах музея сохранилась переписка Б.А. Ермака с начальником музейного отдела Народного Комиссариата просвещения Маневским. Из неё узнаём, что в ответ на просьбу директора Тургеневского музея из Москвы было получено указание о вывозе экспонатов из Орла в Спасское. Однако на месте, в Орле, выполнить поручение оказалось не так просто –  элементарно не хватало подвижного состава и средств на перевозку.  Из книги воспоминаний «На тёмной ели звонкая свирель» военного корреспондента Я. Хелемского  узнаём, что два вагона для музея всё же выделили – по свидетельствам, помог секретарь советского райкома партии П.В. Студенников, он же раздобыл транспорт для перевозки на вокзал упакованных экспонатов. Десятки ящиков мастерили наскоро из подручных материалов. Спасать всё подряд не было возможности – отбирали самое ценное. Библиотеку грузили сразу в шкафах. Сборы и отправка были организованы своими силами, без какой-либо финансовой поддержки со стороны. А когда встал вопрос об оплате железнодорожного тарифа, Б.А. Ермаку пришлось продавать собственные вещи, чтобы набрать денег. Кроме научного сотрудника, по настоянию всё того же Студенникова, Ермак берёт в дорогу и семью – жену Екатерину Августиновну (также сотрудницу музея) и дочерей, 14-ти и 4-х лет.

Так начался трудный путь Тургеневского фонда из Орла. Маршрут, к счастью, успели проложить до оккупации. По свидетельствам Бориса Александровича, он доставил экспонаты на станцию Бастыево, около Спасского, одновременно запросив по телеграфу Наркомпрос относительно дальнейшего направления. В ответном распоряжении  предлагалось организовать вывоз музейных реликвий в Пензу. Обещанных от государства денег так и не дождались – снова рассчитывая только на себя, с 24 августа 1941 отправились к месту назначения.

Информации о том, как добирались, немного, она рассеяна по крупицам в разных письменных источниках. Известно, что ехать пришлось в товарных вагонах, в голоде и холоде, разумеется, без командировочных и продовольствия. По дороге останавливались в поле, да и то ненадолго – опасались налётов. Не будучи уверены в благополучном проезде, музейные работники зарисовали наиболее ценные экспонаты, чтобы потом восстановить их. Путешествие на восток продолжалось 23 дня. 

Итак, по свидетельствам Б.А. Ермака, в целости и сохранности в Пензу удалось доставить все наиболее ценные фонды, а именно: «экспонаты-вещи И.С. Тургенева, которые с 1918 г. находились в музее, подлинные вещи А.А. Фета, весь рукописный и документальный Тургеневский фонд и библиотека И.С. Тургенева в 3694 тома редчайших книг, в том числе с автографами И.С. Тургенева, Станкевича, Грановского, Белинского и наиболее ценный научный архив. В Орле остался фонд, состоящий из фотокопий, менее ценная часть книг вспомогательной библиотеки, передвижной фонд, состоящий из копий, и инвентарь музея. В Спасском остались фотокопии Тургеневской летней выставки».

Эвакуированный музей И. С. Тургенева был размещён в здании Пензенского краеведческого музея. Сначала под вещи и книги выделили не приспособленное для их хранения и содержания помещение – это же был не плановый визит орловцев, а стихийный переезд значительного в количественном отношении фонда на неопределённое время. Правда, вскоре пензенцы отвели под Тургеневскую экспозицию второй этаж своего краеведческого музея. Экспозиционную площадку отремонтировали, и уже 9 ноября 1941 газета «Сталинское знамя» сообщила об открытии Государственного музея И. С. Тургенева – в правом крыле здания разместились «тургеневские комнаты: гостиная, столовая, кабинет-спальня и библиотека. В них расставлены вещи, принадлежавшие Ивану Сергеевичу».

В новых условиях Б.А. Ермак развернул полноценную культурно-массовую работу подведомственного его музея. Надо сказать, спрос на вовремя вывезенное Тургеневское наследие оказался велик. Сотрудники  Тургеневского музея проводили экскурсии, организовывали выставки, выступали в госпиталях, школах, пополняли фонды новыми экспонатами. В условиях военного времени проходили художественные чтения и литературные беседы для бойцов Красной Армии.

Из отчётов Б.А. Ермака узнаём, что за время пребывания в Пензе Гослитмузей провёл 69 передвижных выставок, прочёл 172 лекции, оказал помощь Пензенскому областному краеведческому музею, перестроив большую часть его экспозиции, устроил ряд постоянно действующих общегородских выставок Пензенской области, в основном военной, патриотической тематики. Гослитмузею И.С. Тургенева удалось  также украсить свою экспозицию картинами пензенских художников. Работу по обслуживанию населения Тургеневский вёл не только в стенах музея – выставки и лекции «вынес» в парки, кинотеатры, оперные и драматические театры, предприятия, школы и госпитали г. Пензы, в совхозы. В экспозиции центральное место заняла тема «Тургенев и родина».

В августе 1943-го Орёл был освобождён от оккупантов, а уже в сентябре директор и научный сотрудник музея выезжают из Пензы домой.  Гитлеровцы изуродовали здание музея, перегородили кабинет И.С. Тургенева бетонной стеной пополам, разбили скульптурные изображения, а перед своим бегством выломали почти все окна и двери в здании музея. Во время оккупации немцы устроили здесь казино для своих офицеров, а накануне разгрома подожгли здание – наши бойцы успели его погасить. Как своевременно было принято решение об эвакуации Тургеневского фонда!..

Б.А. Ермак с помощниками включается в восстановительные работы. 19 января 1944 экспонаты из Пензы вернулись в Орёл. О трудностях, встретившихся на обратном пути, воспоминаний мы не нашли. Можно только догадываться, каких усилий стоило погрузить и разгрузить, разместить вещи, перевозимые в двух товарных вагонах. Уже через месяц (!) после возвращения в родной Орёл, 20 февраля, был открыт бытовой отдел Тургеневского музея. Одновременно с этим были организованы подготовительные работы по восстановлению филиала музея-заповедника в Спасском-Лутовинове (немцы опустошили имение, срубили несколько сотен деревьев, повредили сад, разрушили и сожгли несколько дворовых строений; во время войны территория усадьбы сильно пострадала от бомб и снарядов, так как заповедник оказался в прифронтовой полосе; экскурсионный сезон здесь возобновили только после освобождения Орловской области, восстановленный же главный усадебный дом откроют только в 1976 году. – Прим. ред.). В доме-музее в Спасском сейчас располагаются сохранённые в эвакуации библиотека, личные вещи и мебель писателя: часы, диван-«самосон» и др.

В Орле соседний с домом Галаховых особняк был взорван – по возвращении из Пензы Б.А. Ермак обратился в горсовет с просьбой отдать это здание музею. Ответ был положительный – начались восстановительные работы. Для знакомства с литературной экспозицией первых экскурсантов сюда пригласили в 1946-м. В доме № 11 по ул. Тургенева и сегодня  располагается экспозиция «Тургенев. Жизнь для искусства». Галаховский дом, принявший впоследствии в свои стены музей писателей-орловцев, сейчас закрыт на ремонт.

За то, что в годы эвакуации Гослитмузей И.С. Тургенева единственный в стране развернул свою экспозицию, он был отмечен высокой наградой – Красным знаменем Наркомпроса.

В архивах музея хранится Книга «Для впечатлений» периода 20.02.1944-25.12.1946. Вот только один из отзывов посетителей той поры: «г. Орел производит грустное впечатление, везде чувствуется след опустошающей орды гитлеровцев. Единственный уголок, кот. поражает своим порядком, тишиной прежних лет, это музей — Тургеневский музей! До мелочей сохранены экспонаты, спасибо сотрудникам музея, кот. в такое тяжелое время не забыли и не покинули эту драгоценную, историческую жемчужину на поругание варваров. Русский человек переполнен великой благодарностью за сохранность материалов жизни великого русского певца».

Спасённым Тургеневым, чьё имя влечёт в литературный музей в Орле и в музей-заповедник в Спасском-Лутовиново людей со всего мира, мы все обязаны Борису Александровичу Ермаку. Во многом именно благодаря его усилиям сохранено то, что сегодня является нашим общим достоянием. Только память об этом человеке в Орле пока никак не отмечена.

P.S. Борис Александрович вернул в Орёл и экспонаты эвакуированного в Пензу Орловского краеведческого музея. Но этой темы мы коснёмся в другой публикации.

Подготовила Ирина Крахмалева
Редакция выражает благодарность
за предоставленную информацию из документов ОГЛМТ по истории деятельности Гослитмузея И.С. Тургенева за 1941-1944г.
директору В.В. Ефремовой и учёному секретарю М.В. Алексеевой
Орловского объединённого государственного литературного музея И.С. Тургенева


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Мы используем сервис „Яндекс.Метрика“, который использует файлы „cookie“. Подробнее здесь
Вход
Регистрация
Восстановление пароля

Пожаловаться