18 июня 2013 в 13:01 2451 0
Культура

Неделя под знаком «LUDI»

С 17 июня орловские театральные площадки принимают постановки гостей из России, а также Белоруссии, Швеции, Польши и Украины – эта неделя в Орле отмечена знаковым событием, IV Международным фестивалем камерных и моноспектаклей «LUDI».

Первый день фестиваля начался со встречи с жюри. В этом году судейский корпус возглавляет наш земляк, народный артист России, лауреат многих театральных премий, ныне служащий в Московском ТЮЗе, Валерий Баринов. По словам Валерия Александровича, прежде он никогда не был председателем жюри, не знает, что это такое, хотя в составе оценивающей комиссии известных фестивалей участвовал неоднократно. Единственно возможным критерием оценки для себя он назвал позицию «нравится-не нравится». А если более точно – заставит ли работа актёров и режиссёра вовремя плакать или смеяться. Известный артист с удовольствием принял приглашение на IV Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI» по нескольким причинам. Во-первых, это дань малой родине. Валерий Баринов: «Меня радует то, что проблем со зрителем, как вы говорите, не будет (речь идёт о том, что орловцы раскупили билеты на спектакли, что обещает полные залы. – Прим. автора). Низкий поклон моему городу за это». Во-вторых, Валерий Александрович признался, что его сильно волнует разговор о моноспектакле как особом жанре, ведь здесь проявляется момент взаимодействия зрителя с актёром, когда первый чрезвычайно близко допущен к «кухне» последнего. Чтобы показать своё видение сложности такого достойного жанра, Валерий Баринов предлагает представить следующее состояние. Актёр максимально обнажает свою натуру, сдирает с себя кожу, облачает  свою обнажённую плоть в суконное одеяние, а зритель как бы подходит, хлопает по плечу и вопрошает: «Ну как?». Аудитория обращается к театру за поиском разгадки той тайны, которая стоит за текстом, которую несёт в себе личность играющего на сцене. «Я хочу посмотреть, как это будут делать другие люди… Я приехал сюда не только судить и оценивать, но и учиться на чужих муках», - добавляет Баринов. Ему, как занятому сейчас и в поэтическом театре, такой опыт, безусловно, пригодится.

А другой член жюри, театровед, театральный критик, переводчик Ирина Мягкова вообще смело заявила: «Я лично моноспектакли не люблю. Они удаются только тогда, когда играют большие актёры, ведь требуется большая виртуозность исполнения. Хорошо, если 4-5 сильных спектаклей мне запомнились в этом жутко трудном жанре»… Сделать фестиваль моноспектаклей легче с точки зрения организации, потому что дешевле привезти одного актёра и минимум реквизита, но вот творчески создать такой фестиваль труднее, продолжает делиться соображениями Ирина Григорьевна. В российском моноспектакле все проблемы – индивидуальные, политические, социальные, – решаются через личность, и всё внимание к ней. Моноспектакль раскрывает индивидуальность, а это уже проблема личности. Ирина Мягкова отметила очень точное название орловского фестиваля и добавила, что её больше интересуют события в провинциальном театре, нежели в столичном. Критик отметила очень интересную афишу нынешнего фестиваля (в неё включены те постановки, в которых главное – игровая составляющая современного театра - напомним, «ludi» в переводе с латыни - "игры"), гармонично соединяющую спектакли, которые будут показаны на разных сценах. Сам пирог, говорит Ирина Мягкова, нравится – посмотрим, какая там будет начинка.

Жюри пообещало, что орловским спектаклям на фестивале поблажек не будет. У всех четырёх местных поставок (напомним, от театра «Свободное пространство»  будут представлены три спектакля – «Мой внук  Вениамин»  на  малой сцене, на  большой – «Метод  Гронхольма» и «Непорочный брак», от «Русского стиля» – «Аты-баты». – Прим. автора) будут шансы побороться за звание лауреата в одной из номинаций: «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая работа художника», «Лучший спектакль» (отдельно на большой и малой сценах). Будут и специальные призы от жюри – три свободные номинации. Свои предпочтения выскажет и молодёжная команда судей.

Саундтрек его жизни
Первым спектаклем конкурсной программы стал «Саундтрек моей жизни» Элиаса Файнгерша, музыканта, которого за рубежом прозвали «человеком-оркестром», артиста, режиссёра, создавшего в Швеции, городе Мальме, театр КЕФ. Это авторский спектакль, который до орловцев в русской версии (на русском языке и с русскими субтитрами, так как Элиас владеет русским и страницы его биографии связаны с нашей страной) увидели зрители на фестивале «Диалог» в Вологде». Сама постановка  – синтез музыки (Элиас играет на уникальном тромбоне с двумя раструбами, так что звучит он как различные духовые инструменты. – Прим. автора), вокала, видеоряда и игры на сцене. Игра актёра заключена во встраивании в диалог с самим собой: его личность раздвоена и представлена Элиасом-внутренним голосом, персонажем из видеоролика, и Элиасом-хозяином своих эмоций, увлечений, тяги к путешествиям и собеседником того внутреннего голоса. В видеоряде, посвящённом одному году жизни артиста, множество разнообразных кадров из странствий по Нью-Йорку, Италии, Востоку – сама идея родилась спонтанно, во время очередного путешествия Файнгерша, когда он решил снимать на камеру всё, что видит: достопримечательности, аэропорты, торговцев на рынке, концерты местных музыкантов, национальную кухню, опыты полётов на параплане и другие, на первый взгляд, странные, зачастую незначительные детали обыденности. Так и получился «Саундтрек моей жизни», дополненный своеобразным шоу на сцене (иногда актёр наигрывает мелодию, стоя за экраном, на который проецируется видео, и кажется, что на твоих глазах его чёрный силуэт вживается в саму картинку). Получилось ли произведение искусства, зависит, конечно, от интерпретатора, каждого конкретного зрителя, как и понимание глубины конфликта с самим собой, который в финале устраняется примиряющим «двух Элиасов» решением двигаться дальше.  От себя заметим, что в авторском способе отражения действительности немало ментальных черт, не слишком близких русскому сознанию. Что, впрочем, только добавляет «Саундтреку» оригинальности.

Если сгорает старая лампочка, нужно зажечь новую
Большое открытие фестиваля состоялось вечером. Зрителей у входа встречала праздничная программа – музыкальные номера от духового оркестра и танцевальные сюрпризы от начинающих артистов. Уже в зале с приветственным словом выступили организатор и идейный вдохновитель фестиваля, художественный руководитель театра «Свободное пространство» Александр Михайлов, представители областной власти и спонсоры.  Первые рукоплескания аудитории отнеслись к тем, кто помогает на неделю превращать Орёл в мощный культурный центр, а также к известию о том, что в следующем году  «LUDI», вероятно, профинансируют на федеральном уровне, так как фестиваль включён в программу празднования юбилея города.  Но настоящие овации, разумеется, были впереди и оказались адресованы блестящей игре артистов республиканского театра современной белорусской драматургии из Минска. Не только три актрисы, воплотившие три возраста главной героини драмы А. Курейчика «Три Жизели», переживали тяжёлую судьбу француженки Жизель Купес (перед нами разворачиваются картины жизни Франции 1940 года, белорусской деревни Корзуны 1957-го и 1999 годов), для которой Беларусь стала второй родиной. Если мы верно посчитали, всего в спектакле заняты 16 артистов, и каждый из них в тот отрезок жизни, что равен действию на сцене, не играл – по-настоящему был персонажем. И зал то ловил романтику отношений двух возлюбленных в довоенном Париже, то боялся провожать Жизель близко к линии фронта, то страдал вместе с ней от невыносимой боли, которую ей причинял любимый, русский солдат Сергей, то скучал по Франции и с ностальгией открывал заветную шкатулку, сохранившую почти нетронутым флакон духов «Шанель». И все прелести жизни в совхозе вызывали горькую иронию, и так рвалось сердце от невозможности разделиться между родиной предков и дочерью с советским гражданством… Спектакль идёт на белорусском языке, иногда пробиваются русские и французские реплики, но они почти все понятны или разъясняются актёрами интонационно, мимически, при помощи пластики. Удивительно, как хорошо работает актёрский ансамбль, хотя существует он в неизменных декорациях. Может быть, излишне подробное живописание действительности из первого действия уступает место подлинно драматичным и сильным моментам во втором. Когда на склоне лет появляется возможность, ожидаемая всю жизнь, уехать из Белоруссии во Францию, увидеться с сестрой, зритель уже знает, что Жизель будет зажигать свою новую лампочку там же, где устроилась её несчастная дочь ВиктОр и где теперь воспитывается внучка, в этом пространстве других жизни, языка, культуры, ставших родными не по крови, выстраданных на крестном пути от отчаяния и растерянности до обретения смысла бытия…  Даже в глубоко трагичной ситуации выбора героиня остаётся сильной, и её оптимизм вызывает уважение, заряжает жизнеутверждающей энергией.

Уже сегодня, 18 июня, орловцам покажут спектакли «Оскар и розовая дама» (Пенза, Областной драматический театр им. А.В.Луначарского) и «Спам» (Великий Новгород, Театр для детей и молодёжи «Малый»). Подробную афишу фестиваля вы можете увидеть здесь. InfoOrel.ru продолжит знакомить своих читателей с основными событиями IV Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI».

Ирина Крахмалева,

видео автора, фото автора и Оксаны Полуничевой


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться