Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
Проект восстановления дома Лизы Калитиной в декабре должен быть представлен общественности

Последние 3 года в Орле тема восстановления Дворянского гнезда и дома Лизы Калитиной, где, по преданию, жила тургеневская героиня и где бывал сам писатель, буквально у всех на устах. Первая победа общественности, которая не сдавалась и слала в адрес меняющихся представителей городской власти настойчивые просьбы повернуться к проблеме и, наконец, её решить, относится к концу 2009-го, когда деятельную заботу о Дворянском гнезде возложили на специально созданный попечительский совет. В его состав вошли представители власти, депутаты, активисты творческих союзов, архитекторы, краеведы, члены Тургеневского общества. Возглавляет «попечителей» «Дворянки» заместитель председателя областного Совета народных депутатов Михаил Вдовин.
Вперёд, к «светлой» эре возрождения Дворянского гнезда
Свет в конце тоннеля появился после того, как в бюджете города были утверждены 3 млн рублей на оплату работ по проектированию восстановления дома Лизы Калитиной, а сам объект включили в программу празднования 450-летия Орла.
– Набор помещений мы отдали в проектную организацию, – рассказал InfoOrel.ru Михаил Вдовин. – К сожалению, конкурс наши местные проектировщики не выиграли, даже не подавали заявку. Вероятно, потому что обязательным условием была лицензия от Минкультуры. Честно говоря, мы были крайне озабочены тем, что москвичи выиграли. Впрочем, выяснилось, что проектировщики (организация называется «Промет». – Прим. автора) разрабатывали наш Дворец Пионеров. Чтобы не было недомолвок, согласовали с москвичами включение в состав проектной группы двоих наших представителей – Ливцова (Виктор Ливцов – председатель Орловского областного отделения Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры. – Прим. автора) и Блинова (Владимир Блинов – председатель Орловского отделения Союза художников России. – Прим. автора). О проекте. Наш совет к осознанию того, каким же будет дом Лизы Калитиной, шёл три года, от абсолютного неприятия конкретных концепций до нового совместного представления. Общественность отошла от изначальной концепции считать этот уникальный объект домом «одного романа». В новом виде это – культурно-образовательный центр (за основу взят эскизный проект бывших студенток кафедры «Проектирование зданий» ГУ-УНПК Надежды Тимушевой и Альбиной Тигановой, руководитель проекта – входящий в состав попечительского совета преподаватель кафедры М.В. Захаров. – Прим. автора). То есть нам было важно не просто воссоздание прежнего облика здания, но и его перспективы, так чтобы этот дом работал, а не был просто мёртвым музеем. Он будет жить, когда сюда будут ездить туристы, а туристический поток к нам пока не такой уж значительный. Этажность сохранится, здесь будет выставочный зал, бюро по приёму гостей, буфетная, литературная экспозиция, в том числе «Тургеневские женщины». Будут там проводиться литературные вечера, для чего нужны дополнительные помещения, туда будут школьников водить.
Причём мы сразу решили: чтобы не получилось лубочного домика с пластмассовыми брёвнами и красным петухом на флюгере, все шаги по проектированию дома – касаемо как внешнего, так и внутреннего облика – проектная организация обязана согласовать с попечительским советом. Так что мы регулярно проводим заседания, где утверждается каждый этап работы. В декабре проект будет готов, и мы выставим его на общественное обсуждение. При всём уважении к попечительскому совету мы понимаем, что мы не вправе принимать окончательное решение без общественного обсуждения. При положительном отклике отдаём проект на экспертизу в Министерство культуры. В таком случае с января следующего года начнётся так называемая «светлая эра» - восстановление дома Лизы Калитиной по утверждённому проекту.
– Вы знаете, у меня часто спрашивали: почему до сих пор не сделали окна и крышу, разве сложно было там развернуться «с топором»? Понимаете, дом охраняется государством, и прежде чем туда с топором зайти, надо знать, куда этот инструмент приложить по проекту. Можно, конечно, было взять сруб, нарисовать избушку на курьих ножках, покрасить охрой и объявить – вот дом Лизы Калитиной. Но кому потом будет нужен подобный новодел?!
Корректировки планировки
7 ноября на очередном заседании попечительского совета, которое посетил корреспондент InfoOrel.ru, корректировали проектное задание по планировке первого и второго этажей дома.
Вера Ефремова, директор Орловского объединённого государственного литературного музея И.С. Тургенева:
– 1 этаж – угловая (частично будет выходить на улицу Октябрьскую, частично – в сад. – Прим. автора) гостиная Марьи Дмитриевны (1 санузел и буфет убираем), помещение ожидания, административное помещение, 3 экспозиционных зала, помещение для персонала, 2 коридора, 2 педагогических класса. Все буфеты перепрофилируются… Выходов во двор будет минимум 3, что связано с пожарной безопасностью. Двор тоже используется как культурно-образовательное музейное пространство. На втором этаже будут лестница, коридор, комната Лизы, комнаты Марьи Дмитриевны и Марфы Тимофеевны, кабинет для научных сотрудников, детская игровая. Из проектного задания мы убрали инфраструктуру общепита. Количество туалетов сократили до 2-х – один для сотрудников, другой – для посетителей.
Ксения Седойкина, архитектор, историк архитектуры, член Тургеневского общества, член попечительского совета:
– Не получится ли так, что тут будут развлекаться, словно это торгово-развлекательный центр? Мы же должны показать изюминку – дворянский дом, из которого складывалась вся история Орла. Где вы видели в усадебном доме столько туалетов (комментарий относительно первоначального задания, до корректировки. – Прим. автора)? Или столько вентиляционных столбов? Очень бережно надо относиться к планировке, это же маленький усадебный дом. Тут коридор очень длинный, а должен быть маленьким коридорчик, объединяющий основные и хозяйственные комнаты, другие залы в те времена не были соединены коридорами – это была анфилада комнат, это тоже надо учитывать. Нужно подумать над освещением: экспозиционный зал может быть освещён естественным образом, из окон. В доме должна быть отражена история романа и история наших орловских дворянских гнёзд. Не случайно же мы сражаемся за этот обидный кусочек. Три квартала всего осталось – и их уничтожают, ну так же нельзя! Надо же хоть что-то оставить из старого облика Орла. Он должен звучать как-то в наш юбилейный год. Хочется воссоздать такое пространство, куда можно прийти, чтобы побеседовать, послушать музыку, почитать стихи, встретиться за праздничным столом в гостиной. Надо очень серьёзно над этим подумать, над покраской – тоже. Когда в нашем городе делают просто фасад, а остальной памятник архитектуры уничтожают, – это уже не смешно. Предмет охраны – это весь памятник.
Своё мнение высказал начальник городского управления капитального строительства Валерий Курман (УКС выступает заказчиком работ по проектированию дома. – Прим. автора):
– Мы получим невысокое здание за 58 миллионов. Давайте всё же выясним реставрационные элементы. Что же мы хотим оставить потомкам? Нужно, чтобы человек пришёл и приложил руку: вот это – старинное. Будут ли доступны для взгляда, прикосновения гражданина старые элементы? В данном случае я их не вижу: они будут снаружи закрыты доской, в подвале – штукатуркой. И мы потратим огромные деньги, чтобы 6-30 брёвен реставрировать полностью, будто это Кижи. Для потомков нужно оставить кусочек старины. Давайте исходить из того, что в объекте есть элемент памятника. Вы туда зайдите – он, извините, уже сгнил почти. Что же мы определяем как предмет охраны? Он до сих пор не определён. Проектировщик предлагает в этом качестве весь комплекс, а нужно считать те элементы конструкции, которые действительно были положены в основу здания при строительстве. Следует исходить из трёх принципов: сохранения памяти для потомков, целесообразности и экономии. Мы замахнёмся на строительство каретных сараев, но денег-то столько нет. Нельзя допустить, чтобы жемчужина Орла превратилась в долгострой. Я посмотрел практику других городов: предметом охраны считают входную группу, кусок стены, а остальное уходит в новодел. Предмет охраны – кусочек старины. У меня предложение – провести инвентаризацию старых элементов, чтобы оставить отдельные предметы охраны, а не весь дом, их реставрировать. Всё, что вокруг них, – делаем из новых материалов.
Сейчас объект проходит историко-архивную экспертизу, и предмет охраны утверждается, будет заключение эксперта, пояснил Алексей Беспутин, главный инженер проекта, представитель компании «Промет». Он же выразил озабоченность организации доступа в дом людей с ограниченными возможностями. Нет, пандусы, конечно, изначально предусмотрены, но вот как взбираться в тесноватом помещении наверх по s-образной лестнице – вопрос. Проектировщик даже готовил такой вариант: все административные помещения разместить на 2-м этаже, а музейные комнаты – на 1-м. Но в таком случае проект явно расходится с оригиналом, и этот вариант совет отверг.
Михаил Вдовин, председатель попечительского совета:
– Доступ инвалидам должен быть обеспечен – этот вопрос даже не обсуждается. Вместе с тем он не должен быть дороже самого здания. Финансовая сторона вопроса тут самая лёгкая. Губернатор обозначил: средств будет выделено столько, сколько необходимо. Объект внесён в план 450-летия г. Орла. Встретить юбилей с недостроенным домом Лизы Калитиной никто не позволит. Задача попечительского совета – сделать это всё в соответствии с законом и с учётом мнений общественности. Расходы на реставрационные работы будут увеличены. Надо заметить, что термин «строительство» здесь непозволителен – речь идёт о реставрации.
В планах – заповедный музейный квартал
Первый этап – восстановление дома Лизы Калитиной – начало большого пути, на котором попечительский совет останавливаться не намерен. Своего времени ждут и другие зоны «Дворянки».
– Парк Победы, набережную Орлика, улицу 7-го Ноября и парк Дворянское гнездо мы рассматриваем как нечто единое, – поделился соображениями с InfoOrel.ru Михаил Вдовин. – На экономическом форуме (проходил этим летом. – Прим. автора) большого финансового интереса у инвесторов эти объекты не вызвали. Но в планах – предложить инвестору прокат карет, кафе на берегу, продажи картин на улице 7-го Ноября, но с тем, чтобы он финансировал зону архитектурной застройки. Общественность сначала возмущалась: это зона не коммерческих интересов, туда вообще коммерсанты не могут зайти. За 3 года мы это прошли, осознав, что государство, самостоятельно, за бюджетные деньги, не может содержать все эти огромные комплексы. Но необходимо заключать соглашения на длительный срок. Ещё не поздно сделать в Орле заповедный музейный квартал, который стал бы памятником федерального значения.
С небес – на крышу
Замечания, высказанные рабочей группой и членами попечительского совета, в задании по планировке учтены. Каким будет внешний вид дома, его фасад и крыша, обсудят уже на следующем заседании. Но пока зреют планы и потихоньку претворяются в жизнь, дом продолжает ветшать: с неба льётся вода и провоцирует гниение того, чему удалось уцелеть. Если здание изношено более чем на 60 %, то крыша – почти полностью. Если не законсервировать объект сейчас, просто нечего будет реставрировать, справедливо возмущается председатель Орловского отделения Союза работников культуры России Александра Семёнова. Когда готовился этот материал, мы наткнулись на статью коллег из «Орловской правды» о бедственном положении дома Лизы Калитиной. Дата публикации относится ко времени нахождения на посту градоначальника Ефима Вельковского. Внимательному читателю несложно будет себе представить, сколько лет прошло с тех пор, как «разорённый старинный особняк отдан на произвол стихии». «Разграбление нечистыми на руку людьми», хотя и с большим опозданием, было пресечено, когда дом обнесли забором. Но вот беда: объект всё ещё не законсервирован. Члены попечительского совета порекомендовали администрации г. Орла укрыть кровлю, к примеру, рубероидом и высказали готовность поддержать свою реплику деньгами.
Ирина Крахмалева, фото и видео автора
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/proekt-vosstanovleniya-doma-lizy-kalitinoy-v-dekabre-doljen-byt-predstavlen-obshchestvennosti.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.