4 июня 2012 в 16:18 1382 0
Общество

Защитить наказанием

Символично, что накануне Дня защиты детей, в последний день мая, сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних (далее ПДН) отмечают годовщину своей службы. Чем ещё, как не мерами по защите детей, иногда от них самих, можно назвать их деятельность.

Подразделения по делам несовершеннолетних в системе МВД России были созданы 77 лет назад Постановлением Совнаркома СССР и ЦИК ВКП (б) «О ликвидации детской безнадзорности и беспризорности». Но это уже история – что происходит в настоящее время у нас в регионе, рассказали сотрудники орловского ПДН.

Ниже среднероссийского уровня

Сегодня на учёте в Орловской области состоит 852 несовершеннолетних (из них более половины - 16 и 17 лет) и 722 родителя, не исполняющих свои обязанности должным образом. Много это или мало – оценить сложно, особенно если учесть, что за каждой цифрой скрывается судьба конкретной личности.

История каждого ребёнка индивидуальна, говорят сотрудники ПДН: где-то причиной плохого поведения детей является настоящая семейная драма, где-то – родительское безразличие. Как результат – подросток сбегает из дома или совершает преступление.

За 4 месяца текущего года отмечается рост подростковой преступности, рассказывает начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних Александр Жуков: с 65 до 122 увеличилось количество преступивших закон несовершеннолетних. Удельный вес этих преступлений от общего количества зарегистрированных – 4,6%. А вот за прежние 5 лет отмечалось ежегодное снижение этого показателя. В основном подростки совершают кражи (порядка 65-75% от общего числа преступлений, за описываемый период их зарегистрировано 78), нередко в составе групп, в том числе с участием взрослых (55 преступлений).

Цифры, конечно, не критические и говорить о том, что у нас высокий уровень подростковой преступности, не приходится: в среднем по России он составляет от 5 до 7%. И всё же расслабляться не следует: как и в медицинской сфере, в органах внутренних дел ратуют за профилактику.

Профессиональные защитники

Сотрудники ПДН совместно с другими службами выявили более 1200 административных правонарушений в текущем году, 1/10 из них – нахождение несовершеннолетних после 22 часов в общественных местах без присмотра родителей или лиц, исполняющих их обязанности. 738 протоколов составлено на родителей, которые ненадлежащим образом воспитывают и содержат своих несовершеннолетних чад.  При этом с каждым подростком и каждой неблагополучной семьёй проводится целый комплекс мероприятий по профилактике правонарушений.  

- Институт уполномоченного по правам ребёнка работает в тесном контакте с ПДН. Наверное, неслучайно, что основу коллектива службы составляют женщины. Может, им помогает материнское чувство, интуиция при выборе средств общения и способов предотвратить несчастье, но в итоге они делают правильные выводы и действуют очень профессионально. Хотя, надо сказать, что непрофессионально инспектор ПДН вообще работать не может. Цена его ошибки – судьба маленького человека, только начинающего жизнь, – делится размышлениями омбудсмен в Орловской области Владимир Поляков.

Владимир Викторович говорит, что наибольшее число обращений за помощью, которые к нему поступают, – после жилищных вопросов – по разрешению ситуаций в неблагополучных семьях. И тут задача всех специальных служб – защитить ребёнка от правонарушения, чтобы он не испортил себе биографию и будущее. Всякая бравада вчерашних повзрослевших трудных подростков, совершивших преступные деяния, тут же улетучивается, стоит им попасть в детский корпус следственного изолятора или Шаховскую воспитательную колонию. Появляются просьбы оказать помощь в условно-досрочном освобождении и едва ли не самый серьёзный из всех, что они задавали себе в жизни, вопрос – что будет после того, как мы выйдем отсюда…

Не по путёвке, а по решению суда

Шанс на своеобразное перевоспитание получают те, кого доставляют в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Это одна из структур, занятых профилактической работой с несовершеннолетними. Сюда помещаются лица, совершившие общественно-опасные деяния, административные правонарушения, ожидающие помещения в спецучилище, беспризорники, дети, изъятые из неблагополучных семей.

Для кого-то 30 дней пребывания в режимном учреждении покажутся раем.
Расположенное на улице Металлургов в Орле, новенькое двухэтажное здание, введённое в эксплуатацию в декабре 2010-го (сам Центр как тип учреждений существует с 1946 года. – Прим. автора), хорошо оснащено, располагает пятью спальными комнатами, игровой, учебным классом, актовым и спортивным залами, комнатой психологической разгрузки, душевыми, процедурным кабинетом. Вниманием подростка окружают не только инспектор, но и воспитатели, педагоги по образованию, психолог. При поступлении проводится медицинское обследование ребёнка, на все 30 суток он гарантированно получает качественное трёхразовое питание, обучение и организованный досуг. Увы, зачастую дети, прибывающие в Центр, дома такого не видят.  

Нередко поступают сюда те, кто не умеет ни писать, ни читать. За месяц им стараются передать элементарные школьные знания. «У нас есть уникальная возможность превратить этих детей в… детей, научить их играть», – рассказывает о специфике работы майор полиции, психолог ЦВСНП Лариса Черникова.

Одновременно в Центре могут находиться 25 детей, а за минувший год его коридорами прошли 114 несовершеннолетних. Когда нам там удалось побывать с визитом, в кабинете под присмотром психолога находились всего трое – 13-летняя девочка из Мценска, которая оказалась в непростой семейной ситуации, и два цыганских подростка 16 лет. И если за девчушкой собирался приехать отец, то вот о возвращении ребят обратно в Брянск, откуда они к нам прибыли, их родители особенно не заботились, хотя были оповещены. Сотрудники Центра доставляют детей по месту жительства в подобных случаях сами. И такое –  каждый месяц, сокрушается майор полиции Максим Кашкаров, начальник ЦВСНП при УМВД России по Орловской области.

– Следует понимать, – поясняет Владимир Поляков, – что  детей в Центр отправляют не по путёвке, а по решению суда (в особых случаях – по указанию руководителя УМВД. – Прим. автора). Это именно мера наказания, хотя орловские суды щадят, не так много направлений дают.

Конечно, в строгом смысле наказание здесь не отбывают. Главная цель – выяснить причину, по которой было совершено правонарушение, дать инспекторам конкретную характеристику для дальнейшей работы с подростками, ведь они автоматически попадают на учёт в ПДН. Важность профилактики на данном этапе переоценить сложно – от воспитательной колонии несовершеннолетнего может отделять всего шаг.

Мнение

Уполномоченный по правам ребёнка в России Павел Астахов считает, что необходимо наладить более эффективную работу закрытых и открытых специализированных и образовательных учреждений для подростков. Исправительная система в отношении несовершеннолетних, по мнению Астахова, сегодня используется не на полную мощность. Вот почему по-прежнему ведутся споры о понижении возраста, с которого наступает уголовная ответственность для несовершеннолетних. Объективных оснований для такого шага нет, пока не исчерпаны возможности противостояния малолетней преступности. Омбудсмен утверждает, что функции исправительных учреждений, воспитательных центров, предупреждающих от колонии, должны взять на себя в первую очередь те же ЦВСНП, которые пока заполнены всего на 5-10%.

Ирина Крахмалева, фото автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Мы используем сервис „Яндекс.Метрика“, который использует файлы „cookie“. Подробнее здесь
Вход
Регистрация
Восстановление пароля

Пожаловаться