31 июля 2017 в 18:41 1941 0
Общество

В литературных музеях Орла в активной стадии ремонтно-реставрационные работы

Прошло два летних месяца, и в активную фазу перешли работы в трёх литературных музеях г. Орла. Основной объём ремонтов должны завершить к осени.

Фото: Ирина Крахмалева/InfoOrel.ru

Кто отвечает за ремонты

В Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области нам удалось выяснить, что ремонтно-реставрационные работы в трёх музеях - филиалах Орловского объединённого государственного литературного музея И. С. Тургенева ведутся в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» за счёт средств федерального бюджета.

Итак, в ремонте оказались три объекта культурного наследия: музей И. С. Тургенева, Дом-музей Л.Н. Андреева, Дом-музей Н.С. Лескова.

Научно-проектная документация разработана липецкой производственно-реставрационной компанией «Лайм ПАРК», соотвественно, авторский надзор осуществляют инженеры этой липецкой организации. Эта же компания выступает подрядчиком на лесковском и андреевском музеях. Музей Тургенева приводит в порядок реставрационно-строительная компания «Гефест». Технический надзор за работами на музее Тургенева и Лескова ведёт специалист ЗАО «Служба Заказчика», на музее Андреева – ФГКУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации».

О видах реставравционных работ и сроках исполнения

По проекту, основные работы в доме на Тургенева, 11, в котором размещается музей И.С. Тургенева, должны быть завершены к 8 сентября. Здесь ремонтируют кровлю и водосточную систему, реставрируют и воссоздают фасады, включая реставрацию элементов декора и покраску. Стоимость выполнения реставрационных работ составляет 27 194 957,60 рублей.

Дом, в котором прошли детские и юношеские годы писателя Леонида Андреева, на 2-й Пушкарной, 41, только этим летом включился в ремонты, и к 15 сентября строителям необходимо будет завершить главные работы. Из запланированного на этом объекте – ремонт кровли, ремонт кирпичной кладки цоколя здания с последующим оштукатуриванием, реставрация и частичная замена окон, ставень, наличников, замена нижнего окладного венца и местами отдельных венцов сруба у карниза и под оконными проёмами, переконопачивание межвенцовых швов, усиление кирпичных стен входа в подвал, восстановление повреждённых участков кладки сводов, реставрация наружных дверей, реставрация и частичная замена наружной деревянной обшивки стен, реставрация и покраска фасадов (восстановление резного декора фасадов), ремонт отмостки, реставрация и частичная замена элементов забора с сохранением внешнего облика и скобяных изделий. Стоимость выполнения реставрационных работ составляет 9 000 000 рублей.

Дом, в котором в 1831-1839 гг. жил писатель Николай Лесков, на Октябрьской, 9, должны отреставрировать к 3 октября. Здесь рабочие проводили ремонт кровли, герметизацию чердачных перекрытий, занимаются реставрацией и воссозданием фасадов, с покраской, реконструкцией инженерных систем, установкой системы водоотведения, ремонтом отмостки. Стоимость выполнения реставрационных работ составляет 12 570 002 рублей.

За ходом рестраврационных мероприятий активно следит общественность. В соцсетях градозащитники не раз обращали внимание на то, что реставрация зачастую подменяется обычным ремонтом и ведётся без должного надзора со стороны заказчика работ и профильных структур. Одним словом, беспокоятся защитники старинного облика Орла, с «лиц» объектов культурного наследия стирается исторический отпечаток, а дома-музеи подновляются неаккуратно, без участия профессионалов и добросовестных мастеров.

«Лесковские» ступени

Особую обеспокоенность исполнением ремонтно-реставрационных работ градозащитник Виктор Панков выразил по поводу Дома-музея Лескова. На место, где работы, по мнению Панкова, ведутся с вопиющими нарушениями, некачественно, он вызывал журналистов, гражданских активистов и даже полицейских. Последних – в связи с обнаружением факта утраты каменных ступеней у входной группы в музей со стороны улицы Октябрьской.

Градозащитник Виктор Панков: «Новодел может быть оправдан, я считаю, только если оригинал был утрачен (допустим, поражены деревянные брёвна). Эта практика неизбежно существует во всё мире. Но всегда подобная практика должна иметь целью незаметно заменить, с минимальными потерями, художественными и т.п., утраченный оригинал. А что мы видим здесь? Посмотрите на наличники, на карнизы… На эти деревянные икейные дощечки… Всё сделано топорно, неаккуратно, неумело. Дощечки не подогнаны. Всё прикручено саморезами – наверное, это был самый распространённый крепёж времён Лескова. Резьбу раньше делали так, что она дом украшала, выходила такая резная салфетка. А то, что мы видим при реставрации Дома-музея Лескова, выглядит как плохо сшитое платье, – и какая разница, что оно сшито из кружевной ткани».

В ОГЛМ И.С. Тургенева InfoOrel.ru дали комментарий относительно того, что ступени дому Лескова не принадлежали, стало быть, подлинными их считать не приходится.

«Для меня лично подтвердился тот факт, что эти ступеньки были самым аутентичным элементом во всём этом музейном комплексе, не считая музейных предметов из экспозиции. Да, там были трещинки и плохо вёл себя бетон. Но ступеньки были реставрируемые, я уверен», – прокомментировал Виктор Панков.

Наша редакция отправила запрос в Управление по госохране объектов культурного наследия Орловской области относительно данного вопроса. Вот каков официальный ответ (публикуем его без сокращений):

«Здание, в котором размещается экспозиция Дома- музея Н. С. Лескова (объект культурного наследия федерального значения «Дом, в котором в 1831 - 1839 гг. жил писатель Лесков Николай Семенович») построено по проекту архитектора И.Ф. Тибо-Бриниоля в 70-е годы XIX века на месте дома С. Д. Лескова, отца писателя (Дом сгорел во время пожаров 1850 г). Орловскому объединенному государственному литературному музею И. С. Тургенева здание передано в 1970 году (до этого в нём располагалась санэпидемстанция). С 1970 по 1974 г. в здании проводились ремонтно-­реставрационные и экспозиционные работы. Следует отметить, что в процессе реставрации удалось восстановить внутреннюю планировку дома. Что касается входа в музей, то ступени были сложены из кирпича и зацементированы. Козырька над дверью не было.

Во время ремонтно-реставрационных работ 1987-1995 годов вход в музей был благоустроен следующим образом. Были снесены старые дома на углу улиц Октябрьской и 7-го Ноября для строительства нового корпуса института экономики и торговли. Ступеньки и козырёк одного из этих домов были перенесены на вход в Дом-музей Н.С. Лескова, где они и находились до мая 2017 года.

Научно-проектная документация, в соответствии с которой осуществляется проведение работ по сохранению данного объекта культурного наследия, согласно действующему законодательству в области сохранения объектов культурного наследия прошла историко-культурную экспертизу, получила положительное заключение экспертной комиссии, состоящей из 3-х экспертов, аттестованных Министерством культуры Российской Федерации.

В соответствии с проектом реставрации объекта культурного наследия «Дом, в котором в 1831-1839 гг. жил писатель Лесков Николай Семенович», предусмотрено воссоздание ступеней из белого камня местного залегания».

Ступени, ассоциировавшиеся с домом Лескова, в действительности не были родными для здания.

Более того, сейчас невозможно доподлинно установить, как именно выглядел вход в дом на момент проживания в нём семьи писателя-орловца. Да, есть чертёж знаменитого архитектора Тибо-Бриниоля (к слову, поражающий гармонией конструктива и отделки дома), но это вовсе не означает, что он был стопроцентно воплощён в реальности – иллюстративных изображений и фотографий этого объекта, увы, не найдено. «Собирателям» Дома-музея показалось уместным найденные каменные ступени расположить перед входом в музей во многом благодаря их внешнему виду и хорошей сохранности. Подобные ступени у порогов домов в городе ещё можно найти – например, у Дома-музея Т.Н. Грановского. 

Разумеется, жаль, что красота утрачивается. Как и получилось в случае с домом Лескова – ступени со временем стали «расходиться» и рассыпаться, в том числе от чистки их ото льда в зимне-весенний период (водотводов как таковых не было, и наледь постоянно скапливалась на ступенях). Восстановление состарившихся ступеней посчитали нецелесообразным, и подрядчику заказали новые, тоже каменные.

Да, градозащитников понять можно – после реставрации это будет уже не привычный всем вход в музей, что мы помним сами, что запечатлен на городских открытках и фотокарточках.

Сейчас монтируются новые ступени. Как они будут выглядеть, хотя здание музея обнесено строительным заборчиком, видно уже сейчас.

Главное же, чтобы новый порог – надеемся, созидаемый ремонтниками на совесть (очень хочется надеяться на должное качество всего объёма реставрационных работ), – захотели переступить и туристы, и местные жители – в поисках сведений о жизни и творчестве знаменитого писателя.

 

Ирина Крахмалева,

фото автора и Оксаны Полуничевой


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться