Имперский русский балет был основан в 1994 году. В труппе Имперского русского балета под руководством Гедиминаса Таранды работают артисты из лучших балетных школ России. Само название коллектива подчеркивает верность традициям русской балетной школы и отсылает к той эпохе, когда была создана сама система классических театров – Большого и Мариинского, к эпохе русских императоров. Критики уже не раз отмечали, в чем уникальность Имперского балета: его сценический репертуар строится на сочетании шедевров классики и современных творческих исканий.
Как воплотилась Империя балета в современности и насколько актуально это искусство сегодня, смогли увидеть орловские зрители.
И даже известие о том, что вместо обещанной во втором отделении «Кармен» по объективным причинам (солистка получила тяжелую травму) мы увидим «Дон Кихота», не омрачило радости от встречи с прекрасным.
Первое отделение увлекло зрителя в мир романтики и таинственности, сказочной красоты и темных страстей. Симфоническая сюита «Шехерезада», созданная Н.А. Римским Корсаковым, соединилась с произведением хореографа Михаила Фокина. Постановку украсили декорации и костюмы, изготовленные по эскизам Льва Бакса.
На сцене разыгралась настоящая драма на колоритном фоне Востока. Жизнь запечатлена в одном из самых ярких ее моментов. Дорогие восточные одежды, яства, веселье наложниц, евнухов и рабов – все это фон, атмосфера для главного конфликта действия.
На этом фоне – дуэт любимой жены султана Зобейды (Елена Колесниченко) и ее возлюбленного – раба (Нариман Бекжанов) рождает чувственный танец, свободный в своих эмоциях (на фоне рабского Востока это смотрится очень сильно), выражающий игру – то примирение, то противостояние - двух начал – мужского и женского. Однако танец свободы человеческих чувств, едва достигший своей кульминации, неожиданно прерывается: с охоты возвращается султан Шахрияр (Игорь Шестериков) и велит казнить пирующих. Убит и возлюбленный Зобейды, и та, поддавшись минутной слабости – вернуть былое расположение султана, - все же принимает сильное, но роковое решение – сама обрывает свою жизнь. Финальная сцена драмы – сокрушенный содеянным, Шахрияр падает к ногам Зобейды и беспомощно возносит руки к небесам…
Второе отделение готовило встречу с героями «Дон Кихота». Балет поставлен по сюжету одной из новелл романа Сервантеса - о свадьбе богача Гамаша и влюбленной в цирюльника Басилио красавицы Китерии, музыкальная составляющая - сюита Л. Минкуса. Сам Дон Кихот играет лишь второстепенную для балета роль (он не танцует), тогда как все внимание зрителя занимают выразительные характеры тореодоров и дам.
Кажется, что настоящая знойная Испания оживает у тебя на глазах: настолько очаровательны и легки танцовщицы – они то соперницы, показывающие собственное превосходство в искусстве танца, то подруги. В балете солируют и пары, и одиночные персонажи. На сцене царит очарование классического балета: артисты виртуозно выполняют большие прыжки по кругу и фуэте. Танец, насыщенный эмоциями артистов (взоры и улыбки дам и кавалеров прямо-таки зажигают сердца зрителей), смотрится необыкновенно живо, на одном дыхании.
Думаю, от встречи с прекрасным в тот вечер орловцы унесли только приятные впечатления и надежду на новый приезд Имперского русского балета. Классическому балету всегда будет чем удивить зрителя: в настоящем искусстве известное переживается всякий раз по-новому.
Ирина Крахмалева, www.infoorel.ru