Интервью с Вячеславом Бутусовым
- Вячеслав, вы попробовали себя в качестве писателя. Расскажите немного об этом опыте.
Вячеслав Бутусов: Одну книгу я написал сам, сознательно. А вторая – плод сотворчества с настоящим писателем. Она не предполагалась к изданию в таком виде, в котором существует на сегодняшний день. В нее вошли не связанные между собой произведения: стихи, рассказы.
- Почему вы решили написать книгу?
В.Б.: Я не собирался писать книгу. Просто около 90% своего времени я провожу в командировках, и мне просто нужно чем-то себя занять. Поэтому я пишу на компьютере какие-то заметки, рисую. То есть в большей степени я делаю это для себя, нежели для потенциальных читателей.
- Как вы относитесь к отечественным номинациям вроде «рок-группа», «рок-исполнитель»?
В.Б.: Да точно так же, как и вы (смеется).
- Вы говорили, что увлекаетесь рисованием. Никогда не пробовали нарисовать обложку для своего альбома?
В.Б.: Конечно, возникала идея авторского оформления обложки. У меня даже были собственные варианты, но – парадокс, - они так и не были воплощены.
- Действительно ли вас вдохновляет Павич? Какие именно его произведения?
В.Б.: Я воспринимаю писателя именно в его творческой целостности. То есть если я чувствую, что он мне близок по духу, то я стараюсь прочитать как можно больше его книг. Так, у меня было время увлечения Ремарком, Маркесом, до того, что в отношении последнего я уже начал испытывать чуть ли не тошноту, интоксикацию. Любая книга предполагает интерактивный подход: 50% - участие писателя, 50% - читателя. Во многом именно наша благожелательность определяет, понравится нам книга или нет. Первой книгой Павича, которую я прочитал, был «Хазарский словарь». Но он и появился раньше других произведений.
- Что вы можете сказать о тенденциях в современной культуре? Какие они, на ваш взгляд?
В.Б.: Как я понимаю, тенденции – это видимые признаки развития. По отношению к сегодняшней культуре можно сказать, что очевидна тенденция интенсивной дифференциации во всех областях культуры, то есть ощутимо дробление накопленного прежде материала. Это дробление, измельчение будет происходить до тех пор, пока не получится некая метафизическая мука, из которой можно будет замесить новое тесто и получить новый пирог, который, в свою, очередь, тоже будет делиться и мельчать. Этот процесс оправдан и закономерен. Все, что ни делается, все к лучшему.
- Как вы считаете, нужна ли цензура в современном обществе в целом и в его культурной сфере, в частности?
В.Б.: Если цензура будет внутри нас, то тогда она не нужна. Если же рассматривать цензуру в смысле какого-то внешнего Цербера, то получается, что она нужна. Потому что мы не соблюдаем множество определенных правил.
- Как вы себя ощущаете в роли многодетного отца?
В.Б.: Моя роль, как отца, заключается в том, чтобы дать моим детям возможность вырасти в духовном и личностном планах. Если я справлюсь с этой ролью, то это будет самое главное, что может произойти в моей жизни.
- Вячеслав, вы пробовали себя в различных кино-, музыкальных проектах. Над чем работаете сейчас?
В.Б.: Мне хотелось бы заняться мультипликацией. Пока что накапливаю материал.
- Какой концерт, по-вашему, можно назвать хорошим?
В.Б.: Тот, к которому у меня нет претензий. Я сейчас говорю не о технической стороне дела (о качестве звука, акустике зала и т.д.). Я полностью доверяю своей команде. Речь идет о соответствии моего внутреннего состояния моему же внутреннему идеалу. Потому что внешняя атмосфера в зале будет зависеть от моего внутреннего состояния.
- Какие у вас впечатления от нашего города?
В.Б.: Я своим взглядом архитектора-строителя обычно улавливаю общую атмосферу. Особенно когда на вокзал попадаю: в старых городах вокзал обычно находится в центральной части, я сразу могу почувствовать, гостеприимный город или нет. Могу сказать, что в Орле человеческая энергетика держится на нормальном, «неразваленном» уровне.
- Назовите ваши любимые города.
В.Б.: Особые чувства я испытываю к Красноярску, Екатеринбургу, Петербургу. С каждым из этих городов связана определенная часть моей жизни. Этим городам я в разной степени обязан чем-то. Так, есть город, в котором я родился, - Красноярск. В Екатеринбурге я долго жил, это моя музыкальная и профессиональная вотчина. И, наконец, есть город, в котором я живу сейчас, - Петербург.
- В жизни каждого человека есть определенные знаковые этапы. В творческой жизни имеет место нечто подобное. Скажите, то, что происходит в вашей жизни, непосредственным образом пересекается с вашим творчеством?
В.Б.: Я уже давно перестал вести этот бухгалтерский учет. Так подробно не анализирую происходящее. Впрочем, если внимательно ко всему этому относиться, можно заметить, что в жизни происходит много знаковых событий. Я только знаю, что если есть искреннее желание, оно обязательно совпадет с тем, что ты делаешь.
- Вы когда-нибудь писали тексты для других исполнителей?
В.Б.: Редко. Только для знакомых и по их личной просьбе. В период Свердловского рок-клуба это было обычным явлением, там все сотрудничали, друг другу помогали. Вообще на заказ я не пишу.
- Правда ли то, что вы хотели стать продюсером детского музыкального коллектива?
В.Б.: Нет. Теоретически это было бы мне интересно, даже полезно. Но нужно понимать, насколько велика ответственность, которая лежит на человеке, взявшемся за этот проект. И потом, чтобы организовать нечто подобное, нужно быть абсолютно уверенным, что обстановка для такой деятельности адекватна. Ведь не бросать же детей в бесноватую атмосферу шоу-бизнеса!..
Подготовила Ирина Крахмалёва, фото - Николай Семёнов, www.InfoOrel.ru.