Выполнение каждой работы и услуги носит свои особенности и тонкости, т. е. шаблона нет. Но обязательно необходимо придерживаться и выполнять основные правила не только по закону, но из практики. Сразу необходимо определиться, что отношения потребителей и исполнителей работ осуществляется в рыночных условиях, на взаимных договорных условиях, которые имеют юридическую силу.
Первое. Не спешите выбрать предприятие, где Вам будут выполнять работу, услугу. Учтите время работы, организацию приема заказов, полноту оформления документации, наличие адресов, телефонов, информационных материалов (свидетельство на право деятельности, Уголок потребителя, прейскурант цен, образец договора (квитанции)). Сравните стоимость аналогичных услуг, время выполнения работы. И только после этого определяйтесь, где вы будете оформлять заказ на работу, услугу. Проявите осторожность и дополнительное внимание к заказам по телефону.
Второе. Конкретная работа по оформлению заказа на работу, услугу. Для примера возьмем химчистку. Окончательно определяемся по сроку выполнения заказа, изучаем договор, который часто бывает максимально шаблонный и в пользу исполнителя. Одним словом, получается, как бы не выполнил работу исполнитель, он всегда прав и потребитель заранее со всем этим согласен, подписав такой договор. Определившись, очень внимательно сдавайте вещь в химчистку. В заказ – наряде (квитанции) перечисляются места и виды их чистки, стоимость вещи, процент износа, стоимость работы, дата начала и окончания работ. Конечно, квитанция должна быть написана четко и понятно со всеми реквизитами исполнителя. Правило устанавливает, что исполнитель обязан немедленно предупредить о возможных неблагоприятных для потребителя последствиях выполнения работы. Когда будет заполнена и оформлена квитанция, Вам дадут ее на подпись. Не спешите! Еще раз внимательно прочтите. Если Вас все устраивает, то только тогда подписывайте. Один экземпляр должны отдать Вам. Если в квитанции заметите ошибки, искажения, то обязательно заставьте переписать. За сохранность вещей несет ответственность исполнитель (Правила, п. 12) .
Третье. Может возникнуть ситуация, когда исполнитель не выполнит работу в срок. Срок исполнения услуги исполнитель может только с согласия потребителя. Поэтому потребителю в данном случае желательно написать претензию с установлением дополнительного срока, этот срок будет носить императивный (обязательный) характер для исполнителя. Если исполнитель нарушает сроки исполнения услуги, то потребитель вправе:
1. Поручить ее оказание третьим лицам и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
2. Потребовать от исполнителя уменьшения цены за оказанные услуги;
3. Расторгнуть договор об оказании услуги. Пункт 26 Правил и ст. 28п. 5 Закона “ОЗПП” устанавливают, что за каждый день просрочки (и даже час просрочки, если срок определен часами), исполнитель обязан выплатить потребителю неустойку в размере 3% цены оказания услуги или стоимости заказа.
А если окажется, что вещь испорчена или утеряна и в трехдневный срок не восстановлена, то исполнитель обязан возместить причиненный ущерб в размере двукратной стоимости изделия (вещи), вернуть стоимость работы.
Четвертое. Полагаем, что работа выполнена в срок или в дополнительный срок. Еще раз напомним процесс приема выполненной работы очень ответственный, и может иметь для потребителя ловушку. Пункт 14 Правил гласит: « Потребитель обязан с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу, ее результат». А п. 18 Правил уточняет: « При получении изделия из химчистки потребитель обязан проверить сохранность исходной формы, целостность, размер, цвет, рисунок, рельефность». Правильно записать, отметить все недостатки, отступления от договора. Речь идет о явных недостатках, не обнаружить которые невозможно. В случае если вы забрали вещь без всякой проверки и обнаружили дефекты уже дома, то не имеете права ссылаться на недостатки выполнения заказа, а также требовать возврата денег за некачественную услугу. Это специально оговорено в п. 26 Правил, поэтому не спешите расписываться в получении вещей, прежде чем тщательно не осмотрите их. Конечно, после выполнения работы может возникнуть скрытый брак, т. Е. который при приемке нельзя было обнаружить, а появился позднее в разумный срок в пределах двух лет (п. 25 Правил).Права потребителя в данном случае защищает Закон РФ «ОЗПП» ст. 28, 29, 30, 31, 35 и п. 24 Правил. Здесь будут играть важную роль заключение различных экспертиз. Все требования необходимо оформить письменно, т. Е. написав претензию в двух экземплярах: один отдается исполнителю, другой оставляете себе.
Пятое . Вы потеряли квитанцию. Не расстраивайтесь, в п. 5 Правил вам советуют написать письменное заявление всех вещей, т. е. данных о заказе, документ, устанавливающий личность и ваша проблема будет решена.