При беседе с потребителем удалось установить дополнительные данные: - ботинки она начала носить с 01. 09. 01, т. е. С первого дня начала осеннего сезона ( 01. 09. – 20. 11.); - к продавцу обратилась с претензией 19. 09. 01, т. е. На 19 – й день носки обуви по сезону, гарантийный срок продавец назвала в день получения претензии в течении 30 дней. Это незаконно, т. к. гарантийный срок по ГОСТу на подошву из пористой резины составляет 70 дней; - исчисление гарантийного срока идет с начала осеннего сезона (01. 09.) и он составил всего 19 дней, а не со дня покупки 01. 08. 01 (это еще период летнего сезона 20. 05. – 01. 09.).
Проведение экспертизы. Всем потребителям необходимо знать, что если недостаток обнаружен в течении гарантийного срока (как в этом случае), бремя доказывания причин возникновения недостатков в товаре лежит на продавце или изготовителе. Поэтому в данном случае требование продавца (исполнителя работ, услуг) к потребителю предъявить справку, что не по вине потребителя в товаре возник недостаток – неправомерны. Этот незаконный прием продавцы часто применяют к покупателю, чтобы отбить у потребителя желание на защиту своих прав. Отсюда, если продавец не докажет, что недостаток в товаре возник в результате нарушения потребителем правил эксплуатации ил хранения, то он обязан выполнить требования потребителя в сроки, предусмотренные законодательством (ст. 20.Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом), 21. , 22 Закона «О защите прав потребителей»).
Совет. Если продавец ил изготовитель требует проверить качество товара, то заранее не передавайте товар продавцу, а условьтесь представить товар в назначенное время проверки (экспертизы). При отсутствии потребителя на экспертизе может быть предъявлен и другой товар, не в пользу потребителя. Не исключен подлог. Если вы требуете или согласились на замену товара на доброкачественный, то желательно возвратить неисправный товар одновременно с получением нового исправного. В крайнем случае, передавая товар продавцу, необходимо взять письменный документ (с подробным описанием состояния товара) за подписью обеих сторон и один экземпляр взять себе. Если вы потребовали отремонтировать товар, то оформите его передачу документом, в котором очень побробно изложите состояние товара, изделия. Часто исполнитель услуги придумывает дополнительные объемы работы и оправдывает низкое качество своей работы. Очень важно устанавливать и требовать определения даты окончания ремонта, которая должна быть в полученном вами документе. Такой подход потребителя должен быть и при других товарах, работах, услугах. К сожалению, доверчивость “на авось” приносят нам много негативного, дополнительных хлопот.