Права и обязанности человека – это законы и нормы, вырабатываемые человечеством для того, чтобы жить, с одной стороны, не мешая окружающим, а с другой, не позволяя никому ущемлять свое собственное существование.
К таким законам для потребителей относятся Закон РФ «О защите прав потребителей», Гражданский Кодекс РФ и другие Правила, которые регулируют отношения, складывающиеся между товаропроизводителями, исполнителями работ и услуг, их реализацией (продавцами) и потребителями. В законах и Правилах устанавливаются неотъемлемые права граждан – потребителей – на приобретение товара, получение услуг надлежащего качества, гарантирующих потребительские свойства товара, работы, услуги, безопасность жизни и здоровья, получение полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), на государственную и общественную защиту своих интересов, на объединение в общественные организации, определяется механизм реализации прав потребителей, вплоть до суда. Наша с Вами задача научиться правильно реализовать свои права потребителей, научить или потребовать от продавца (изготовителя, исполнителя) работать с потребителем квалифицированно, ответственно, уважительно, соблюдая сроки исполнения. Товары, услуги, работы, которыми пользуются потребители всего мира, различны и имеют свои особенности. И, несмотря на это, потребителям необходимо научиться грамотно, со знанием дела приобретать конкретные товары, услуги, работы.
Начинать необходимо, казалось бы, с простых истин:
1. Изучить варианты покупки товаров, оформления различных работ, услуг.
2. Изучить, сравнить товары, их стоимость, продолжительность гарантийного срока, оставшегося срока годности на продовольственные товары.
3. Изучить продавца, исполнителя услуг, наличие разрешительных документов на право их деятельности, адрес, Ф.И.О., телефон. Желательно иметь дело с солидными, стационарными фирмами. Не покупайте товар у анонимных продавцов(исполнителей работ, услуг), блуждающих по квартирам, рабочим местам.
4. Покупая товар, принимая выполненную работу, услугу, будьте внимательны, не проявляйте неразумную поспешность и доверчивость. Легче купить товар, чем потом его заменить, обменять.
5. Оплатив стоимость товара, работы, услуги, обязательно возьмите необходимый денежный документ (чек, расписку). Сохраняйте денежные документы и никогда их некому не отдавайте.
6. Паспорта, инструкции по эксплуатации товара должны быть на русском языке и иметь отметку предприятия – изготовителя (часто штамп ОТК).
7. При сдаче товара (ремонт, возврат, замена) обязательно возьмите об этом документ (расписку). При возникновении претензий к продавцу (изготовителю, исполнителю) по купленному товару (выполненной работы или услуги), желательно их сразу оформить в письменном виде – два экземпляра (см. образцы документов).
Письменная претензия – это конкретный документ, предъявленный продавцу или исполнителю. Он должен четко излагать недостатки товара, работы, услуги, сроки удовлетворения требований потребителя. Все это будет являться фактическим материалом, т. е. документами при оформлении искового заявления в суд. Необходимо научиться получать информацию о товаре, работе, услуге заранее, а не после проявления недостатков (брака) в товаре, работе, услуге. Потребители в этом обычно винят продавца. В принципе, это правильно. В законодательстве предусматривается право потребителя получать необходимую достоверную информацию о товаре, услуге, работе. Старайтесь не допускать ошибок и промахов при покупке товара, исполнении работы, услуги. Устранять ошибки всегда труднее, чем не допустить. Практика показала выгодность, удобство иметь потребителю Закон РФ «Защите прав потребителей» в последней редакции 21.12.2004. Каждому продавцу (изготовителю) советуем приобрести Правила торговли №55. С потребителями, знакомыми со своими правами хотя бы частично, нам легче и удобнее работать. Винить в недостатках только других не всегда разумно. Старайтесь совместно с продавцом работать активно и продуктивно при выборе интересующего Вас товара. Не стесняйтесь своевременно консультироваться со специалистами. Научитесь уважать законные сроки, исполнять их и требовать этого от других.
Председатель ОООП Сотникова А.В.