5 июля 2020 в 12:00 2351 0
Календарь

«Записки без начала». 5 июля 1943 года

Павел Лихов вспоминает, как упреждающим ударом советских войск была сорвана немецкая операция «Цитадель», которой Гитлер придавал решающее значение в войне.

Фото: Денис Балагутин

В час ночи возле деревни Верхнее Тагино Орловской области, почти у самого истока Оки, где ныне установлен памятный знак, шестеро наших разведчиков во главе с капитаном Иваном Мелешниковым пленили двух немецких сапёров, проделывавших проходы в проволочном заграждении на нейтральной полосе.

Одного немца, который был погрузнее, ликвидировали, а другого доставили в штаб сначала 13-й Армии, а затем, учитывая важность пленного, в штаб Центрального фронта. На допросе пленный фельдфебель Бруно Формель сообщил, что давно ожидаемое наступление на Орловско-Курской дуге намечено на 3 часа.

Дальше по разным воспоминаниям события развивались по-разному. Прежде всего, неясно, кто отдал приказ о начале артиллерийской контрподготовки.

Представитель ставки на Центральном фронте Г.К. Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях» настаивал на том, что это сделал именно он. «В 2 часа 20 минут я отдал приказ о начале контрподготовки. Всё кругом закрутилось, завертелось, раздался ужасный грохот».

В книге П. Павликова «Приказано выжить. Гром над Кунаширом» утверждается, что решение этого вопроса Жуков передал на усмотрение командующего Центральным фронтом Н.К. Рокоссовского. «Ты командуешь – ты и решай», – якобы сказал Жуков.

Сам Рокоссовский, первоначально придерживавшийся версии Жукова в книге «Солдатский долг», впоследствии, когда маршал Жуков попал в опалу, в книге «Воспоминания без цензуры» написал: «В своих воспоминаниях он (Жуков) широко описывает якобы проводимую им работу у нас на фронте… Вынужден сообщить с полной ответственностью, и, если нужно с подтверждением живых свидетелей, что изложенное Жуковым… не соответствует действительности и им надумано».

Как бы там ни было, а приказ был отдан, в результате чего немцы были вынуждены задержать наступление на несколько часов, почти до утра. Следы от той контрподготовки – воронки, осколки и неразорвавшиеся снаряды – до сих пор видны вдоль рек Ока и Нугрь в Глазуновском и Троснянском районах.

В результате Центральный фронт выдержал удар и за 7 дней наступления немцы смогли продвинуться только на 20 километров от Глазуновки до Понырей. Воронежский фронт Ватутина на южном фасе Орловско-Курской дуги не выдержал удара, и танки врага устремились на оперативный простор. В Прохоровское сражение пришлось вступить уже армии Степного фронта Конева. Помогли и союзники, высадившись в Сицилии.

***

«Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира», – написал Гитлер в приказе на начало операции «Цитадель».

***

«Ваша победа под Орлом вызвала восхищение всего мира», – написал Сталину Черчилль.


© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться