14 июля 2020 в 12:00 1671 0
Календарь

«Записки без начала». 14 июля 1943 года

Не вернулся на свой аэродром самолёт лейтенанта Де Тедеско эскадрильи «Нормандлия-Неман», взорвавшийся над Болховом.

Фото: из музея «Нормандия-Неман», располагавшегося в своё время на орловской Станции юных туристов

16 июля, не дождались капитана Литольфа и лейтенантов Бернавона, и Кастелена, а 17 июля – Вермейля и командира эскадрильи, майора Тюляна, сражавшихся в боях над орловской землёй.

Командование 1-й Воздушной армии (М.М. Громов) обеспокоилось. Если потери среди французских лётчиков будут идти такими темпами, что вскоре от знаменитой французской эскадрильи не останется и следа… Да и польза от союзников была немалая: с 1 апреля по 1 июля 1943-го они сбили над Орловским плацдармом 16 самолётов врага.

Было проведено специальное расследование, которое выявило следующее. Французские добровольцы прибыли в Россию в конце 1942 года. Три месяца ушло на переучивание с их родных «Моранов» на советские «Яки», и уже в апреле 1943-го французы вступили в бой с немцами. Из радиоперехватов немцы сразу поняли, кто им противостоит. Да и сами французы не скрывали этого, разукрасив свои боевые машины в триколор. Тогда немцы придумали такую хитрость: проходя над лётным полем, они сбрасывали «чёрную метку» – специальное сообщение с вызовом на дуэль: где, когда, сколько секундантов…

Импульсивные азартные французы тут же бросались к самолётам, не смея уклониться от поединка, ведь Франция – родина дуэлей… И бесстрашные французские мушкетёры смело взмывали в небо, направляясь к месту схватки. Если бы ли к тому же были бы бессмертны…

Противостоящие им немецкие лётчики из 6-го воздушного флота фон Грейма превосходили французов как количественно, так и качественно, поскольку имели длительный боевой опыт. В их рядах в орловском небе, например, сражались такие асы, как «Трёхсотник» Хартманн, сбивший свыше 300 самолётов, и Рудель, уничтоживший 500 танков, сотни автомашин, 4 крейсера и ещё множество целей…

Французы могли этому противопоставить только своё бесстрашие… Вот и нарастали потери в эскадрильи.

Единственным положительным фактором от таких «дуэлей» могло считаться то уважением, которое заслужили французы у немцев. До этого, если французы на подбитом самолёте совершали посадку на территории противника, немцы не брали их в плен (Франция как союзник Германии считалась в состоянии войны с Россией), а гестапо расстреливало их на месте. Если же француза пленили немецкие лётчики, то у него появлялся шанс остаться в живых. Так, лейтенант Майе, подбитый огнём и упавший на нейтральной полосе, была арестован немцами и, проведя три года в плену, всё же остался жив.

После проведённого расследования был издан приказ, запрещавший французам «свободную охоту» в небе. Советские лётчики-истребители давно знали, что их единственная задача – сопровождение наших штурмовиков и бомбардировщиков до линии фронта или уничтожение вражеских бомбардировщиков, идущих к наших целям. Никаких посторонних схваток, никаких погонь за вражескими истребителями. В конце концов, судьба войны решалась на земле…

Только двум советским лётчика – Кожедубу и Покрышкину – разрешалось «охотиться» на немцев в небе, и число сбитых ими самолётов составило шесть десятков.

Но даже в условиях таких ограничений около ста французских лётчиков, сражавшихся в полку «Нормандия», сумели сбить свыше двухсот самолётов противника, а Герои Советского Союза Альбер, де ла Пуап, Андрэ, Лефевр сбили каждый свыше десяти самолётов. 46 лётчиков из 104 погибли. Уцелевшие на самолётах «Як-3», подаренных им советским правительством, приземлились в победном мае 1945-го на аэродроме Орли под Парижем.


© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться