3 июня 2018 в 11:17 2317 0
Культура

Время, вперёд: «Дюжина ножей в спину революции» по Бабаеву

«LUDI» в свой второй фестивальный день продолжились моноспектаклем о революции.

Фото: Олеся Суровых

Токката и фуга ре-минор Баха, улыбающийся Гагарин, Ленин с прищуром, храмы, сносимые большевиками, Евромайдан 2014-го, встреча Обамы с папой Римским Фрациском , отрывки из концерта № 3 для фортепиано Рахманинова, День Победы в 1945-ом, приход Ельцина к власти... И конечно, Аркадий Аверченко и шесть его рассказов из сборника «Дюжина ножей в спину революции», выпущенного в 1921 году в Париже.

Все это лихо закручено Владимиром Бабаевым (Таганрогский ордена «Знак Почета» театр им. А.П.Чехова) в его постановке, роли в которой исполнил он сам.

Премьера моноспектакля «Дюжина ножей в спину революции» состоялась в 2016 году и вызвала резкую критику среди левопатриотов из движения «Суть времени» из-за некоторых сценических решений.

Однако заметим, что орловскому зрителю, видимо, был представлен немного иной вариант моноспектакля. Возможно, постановщик решил сгладить углы, а все, что происходило на сцене, было оправданно, на наш взгляд, декорационно — вот перед нами развешенные по углам красные полотна с лозунгами строителей коммунизма разных лет, по центру — белая ткань (на нее в зеркальном отображении проецируется видеохроника), на сцене — возвышение, обернутое красной тканью.

«Предисловие», «Фокус великого кино», «Поэма о голодном человеке», «Трава, примятая сапогом», «Хлебушко» и «Русский в Европах» — шесть рассказов, взятых из сборника и препарированных постановщиком.

Надо заметить, что за столь долгую биографию фестиваля «LUDI» такого насыщенного современными политическими аллюзиями и цитациями материала здесь, пожалуй, еще не было.

Моноспектакль четкой структуры — каждый блестяще сыгранный Бабаевым рассказ о революции из сборника сопровождается видеохроникой наших дней и прошлых лет, на которой мы и наблюдаем много кого и чего. И эти кадры постепенно выбивают зрителя из насиженного уютного кресла наблюдателя от искусства, вызывая в нем по поводу материала рефлексию человека настоящего, живущего в наши дни, — а здесь почему так? А тут?

Повествование столь стремительно и перемешано, что лишь обрывками ухватываешь логику его развития, но тем интереснее следить за ним.

Актер разыгрывает перед нами истории то в одном, то в нескольких лицах.

Вот некто рассказывает нам о фокусах кино, в котором действие можно проиграть в обратном порядке, и желает, чтобы саму историю можно было бы так же обратить вспять, остановив на «самом счастливом», по Аверченко, ее моменте — обнародовании манифеста 17 октября 1905 года, «данного Николаем II свободной России».

Вот обессиленные полутени из «Поэмы о голодном человеке», в тысяча первую голодную ночь вспоминающие о сытых днях, когда они могли позволить себе за обедом оставить недоеденной навагу.

А вот девочка семи с половиной лет (еще одно, но совсем юное действующее лицо в спектакле в исполнении Софии Завьяловой), задающаяся вопросом «неужели Ватикан никак не реагирует на эксцессы большевиков» и умеющая различать звуки пулемета и трехдюймовки.

И еще, и еще...

«Маленький» человек закручен в спектакле в спираль истории, ему не избежать очередного ее болезненного витка.

Революция по Аверченко, выросшая из «крохотного младенчика» в «полупьяного детину с большой дороги», перекликается по Бабаеву то с госпереворотом 1991 года в России, то с событиями 2014 года в Украине. Чем-то всё окончится? Или нет, не окончится, а продолжится? Куда идем?

Тревожно завершается действие на сцене, оставляя после себя вопросы к нашей живой реальности, на которые время, движущееся исключительно вперед, стоит надеяться, даст ответы.

***

Сегодня, 3 июня, гостей фестиваля «LUDI» ждут новые открытия. В 15.00 на малой сцене «Свободного пространства» состоится моноспектакль драматического театра «La Panim» ( Тель-Авив, Израиль) «Клоун» (12+), а вечером в 18.00 уже на большой сцене государственный театр «Суббота» из Санкт-Петербурга представит трагикомедию по пьесе М. Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» (16+).

С подробной афишей фестиваля можете ознакомиться на портале InfoOrel.ru, а также на официальном сайте театра «Свободное пространство».

Оксана Полуничева,
фото Олеси Суровых


Источник: ИА «Инфо-Сити», сайт InfoOrel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться