26 июня 2023 в 17:58 2467 0
Культура

В Орле прошёл фестиваль народных промыслов и ремёсел «Орловская мастерская»

18 июня в Орловском парке культуры и отдыха прошёл Областной фестиваль народных промыслов и ремёсел «Орловская мастерская». Он состоялся в День народных художественных промыслов.

Фото: Мария Никитина

Этот праздник установлен указом президента РФ в прошлом году и будет отмечаться в России ежегодно в предпоследнее воскресенье июня.

Орловские мастера бережно относятся к традициям родного края и продолжают сохранять уникальные стили народного творчества. Это совсем молодой праздник, который со временем обрастёт своими традициями и обычаями. Гостям фестиваля «Орловская мастерская» праздник пришёлся по вкусу: большая концертная программа и мастер-классы, народные костюмы и керамика, обрядовые куклы и куклы-обереги, свистульки и деревянные мастеровые изделия, частушки и песни под гармошку и игровые программы для детей.

Праздник начался с торжественного шествия мастеров и представления их и их ремёсел гостям фестиваля. Среди них мастерицы Орловского списа Зоя Воропаева, Валентина Черногорова и Марина Черина и волшебницы мира кружевоплетения Татьяна Маслова и Галина Комарова; ливенские искусные резчики по дереву Иван Цуканов и Сергей Семёнов и орловский мастер плешковской игрушки Игорь Кожанчиков; Евгений Мельников, который знает все секреты по изготовлению ливенской гармони, и мастер самых звонких свистулек всей Орловской области — Николай Комов; Нина Руднева и Евгения Серебренникова, которые из простых лоскутов научат делать самые тёплые куклы, и мастерицы, которые из самых простых трав — рогоза и соломы, плетут удивительные игрушки — Ирина Калякина и Вера Соколова и многие другие мастера и мастерицы Орловской области.

На сцене состоялся фолк-концерт «В нас по вулице...» Гостей радовали зажигательными композициями танцевальные коллективы нашей области. Хоровые коллективы и ансамбли исполняли песни, которые очень любимы народом, поэтому артистам подпевали все зрители.

На площадках «Традиций вереница», «Ремесленная улица» и «Орловский сувенир» было много интересного. Для детей была подготовлена большая интерактивная программа с разными задачами и ребусами, играми и забавами. Пока юные участники праздника соревновались в сообразительности, взрослое поколение с большой активностью пели песни, обменивались частушками и плясали под разливы гармошек.

Мастер народных ремёсел, преподаватель детской художественной школы Нина Руднева рассказывала и показывала тканевую игрушку-закрутку. Зрителей очень заинтересовал о ней рассказ Нины Геннадьевны:

— Особенность этой игрушки заключается в том, что в ней ничего не шьётся. Она делается без иглы, без любых острых и режущих предметов. Даже ткань, которая используется для изготовления игрушки, рвётся, а не режется. Если возникает необходимость — можно чуть-чуть надрезать, но не резать. Мне кажется, что это была такая необходимость: ножницы в прошлые века были очень дорогие, поэтому люди искали возможность обходиться без них, по-другому. Результат: игрушка становится очень образной, стилизованной и доброй. Ещё очень важно подобрать оттенки цвета. У куколки-веснянки, как у самой весны, цвет волос может быть разный, даже не такой, какой может быть на самом деле.

Играть на свистульках, оказывается, не очень-то и сложно. Народный мастер Николай Комов рассказал, что когда у него берут свистульки, он сразу показывает ребятам, что и как нужно делать, чтобы сразу извлекать трели из свистулек.

«Любой малыш если не с первого, то со второго раза извлекает мелодичную трель из своей свистульки, — делится Николай Петрович, — и у каждого она каждый раз получается разная».

Всем желающим мастер рассказывал, почему игрушки такие полные и круглые — в старину игрушка считалась символом достатка и богатства, например, коровы, поросята, птички полные — значит, они накормленные, значит в семье достаток; рассказывал, что руки мастера должны почувствовать глину, чтобы сделать всё правильно; что важна правильная поэтапность изготовления свистульки; важен и нужен опыт, а потом уже всё просто.

На мастер-классе по плетению из рогоза делали маленького ангелочка. Как сказала народный мастер Ирина Калякина, ангел — это добрый символ, добрый знак; ангел защищает от горя, зла и болезней.

Ажурные веера от народного мастера Елены Гальпериной пользовались большим спором: жара, лето, а всем дамам хотелось выглядеть элегантно и красиво. Кроме того, сувениры Елены Юрьевны — выжигание и роспись по дереву — очень понравились гостям фестиваля. Многие приобретали игрушки и трещотки, кухонные разделочные доски и картины, матрёшки и украшения.

Около костюмов разных районов Орловской области толпилось много представительниц прекрасного пола. Это реплики (реплика костюма — это его внешне идентичная реконструкция или дубликат, прим. автора) костюмов, которые бытовали в некоторых деревнях вплоть до начала XX века. Ведущий методист Областного центра народного творчества Елена Великасова с огромным энтузиазмом рассказывала о костюмах и показывала все элементы комплектов, знакомила с разными интересными моментами из истории нашего орловского костюма.

— На территории Орловской области только в нескольких сёлах сложился сарафанный комплекс. Это село Алешня Болховского района, деревня Красавка и село Берёзовец Троснянского района. Во всех остальных сохранился самый древний, самый архаичный вид женского комплекса, так называемый, южно-русский: комплект с понёвой, поясной женской одеждой. Это набедренная женская одежда, полотнище ткани, не юбка, а именно понёва. Это один из самых древнейших видов женской одежды, который сохранился вплоть до середины XX века. Она могла быть распашная, открытая спереди, или глухая, зашитая. Понёва могла состоять из трёх полотен домотканой клетчатой шерсти и быть богато украшена по подолу. Для праздничного костюма такая понёва называлась добрая, для менее знаковых дней она украшалась более скромно и называлась полудобрая. А будничная понёва была простой: была отделана по периметру какой-нибудь тесёмочкой, поясочком. Основа каждого костюма — это рубаха длинная в пол. Поверх рубахи надевается понёва и потом обязательный элемент — это завеска, занавеска, передник, запон. В разных деревнях, в разных комплектах он назывался по-разному.

В Новосильском, Залегощенском, Верховском районах в среде потомственных казаков бытовали костюмы, относящиеся к казачьему типу. У рубахи есть отличительная особенность: высокий воротничок-стойка и пышные длинные рукава, которые подхватывались на руке и создавали такой рукав-фонарик большого объёма, которые очень красиво смотрелись. Понёва здесь глухая, зашитая.

Участники фестиваля не только слушали рассказы о старинных традициях, женских одеяниях и рассматривали их, но и с большой радостью фотографировались рядом.

Праздник очень понравился горожанам. Кто-то участвовал в мастер-классах, кто-то наслаждался концертными номерами, кто-то рассматривал и приобретал изделия народного промысла.

Каждый нашёл в этом мероприятии что-то для себя, что-то близкое своему сердцу. И готовы в следующем году вновь посетить праздник народных промыслов и ремёсел в День народных художественных промыслов.

Мария Никитина,
фото автора


Источник: ИА «Инфо-Сити», сайт InfoOrel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться