7 июня 2012 в 13:19 2556 0
Культура

Урожай нового времени

Пришло время собирать, а не разбрасывать… нет, не камни – яблоки. Именно за этим, кажется, и отправляются герои постановки «Урожай» по одноименной пьесе современного белорусского драматурга Павла Пряжко (в интерпретации московского Нового драматического театра, режиссёр-постановщик — Наркас Искандарова). Показ состоялся 6 июня в рамках Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI».

Зрители сидят на сцене и наблюдают за действом с балкона. Сценография такова: на зелёной площадке стоят многочисленные деревянные ящики с яблоками, «яблоневые ветви», как тент, повисли над головой героев. Четверо молодых  людей оказываются в яблоневом саду на сборе урожая. Причем, в самой пьесе нет объяснения, как они там появились. А в спектакле есть – Валерий предложил своим друзьям отправиться в сад, чтобы подзаработать на сборе яблок. Похвально, что тут скажешь, даже советские времена вспомнились, когда на подобные занятия посылали студенческие отряды.

Но мы не увидим напряжённого физического труда. Нам покажут весёлую комедию о том, как две девушки и двое парней пытались собрать яблоки, но у них ничего не вышло. И – парадоксально – за всей этой стихией смеха (а спектакль действительно очень живой и весёлый, заставляет зрителя от души смеяться) неотступно следует вопрос: в чём причина неудачи?

Автора пьесы, Павла Пряжко, называют одним из апологетом «новой драмы». В его творчестве нашла отражение  такая примета времени, как специфичность сознания, ограниченного рамками интернета, и оскудение языка под влиянием примитивизма коммуникативных отношений, в которые вступает современная молодёжь. В пьесе «Урожай» есть попытка показать собирательный образ типичного молодого человека, во всём «бедном богатстве» его речевых и поведенческих проявлений. А на сцене режиссёру Наркас Искандаровой даже удалось создать характеры всех четверых – Валерия, Егора, Любы, Иры.

Итак, люди нового времени слабы и не уверены в своих знаниях и умениях: надо же, для них просто сенсация, что подгнившее яблоко в ящике может заразить все остальные или что существуют зимние сорта яблок, что гвозди в ящике могли отойти под весом яблок! Они не только не в курсе, для чего нужны пассатижи, но даже слабо себе представляют, как гвоздь забить! Они невероятно уязвимы: Ира страдает от насморка и не умеет дышать без пиносола, ртом; у Любы давление повышается на открытом воздухе, она ломает зуб, едва надкусив яблоко; Егор боится аллергии на пчелиный укус,  он вообще одно время физически не переносил улицу, лишь в квартире чувствуя себя нормально.
Их представления о реальности извращены (твёрдое яблоко для них несёт нездоровый, фривольный смысл, не вполне адекватное восприятие действительности заключено и в сцене, когда Егор вынужден вместо платка или салфетки использовать женское средство личной гигиены) и искажены: Люба не может отличить кукушку от дятла, гвоздь в ящик не может забить не только мужчина, но и… другой мужчина.

Они движимы боязнью выглядеть глупо, «затупить» в глазах приятелей, не умеют работать сообща, мыслить конструктивно. Но самое страшное – они совершенно не приспособлены к жизни, обычной, нормальной. Для них настоящая катастрофа та ситуация, когда сок потёк или когда отошли дощечки и яблоки рассыпаются! Интонации, которые присутствуют в речи героев, передают какую-то перманентную истерию, эмоциональную неустойчивость, неважно каким поводом вызванные.
Некоторые эпизоды – когда Валерий попадает себе по пальцу гвоздём дважды, когда Ира показывает, как сильно она ударила яблоко, положив его в ящик, когда ребята теряются, узнав, что ящик сломан – доведены до абсурда. И выписаны эти сцены мастерски – зал так и взрывается хохотом.

Хотя у ребят есть модные девайсы (пару раз они записывают видео на мобильный телефон), рингтоны, они научились модно одеваться и нецензурно браниться (в тексте пьесы и в спектакле присутствует ненормативная лексика), они  не знают жизни, природы и своего места в ней. У всех четверых нет  собственного опыта: всё, что Валерий якобы знает, он всего лишь «видел где-то». Впервые Егор забивает гвоздь, впервые лезет на дерево. И все свои ощущения по этому поводу может передать только лаконичным «прикольно».

Они, как слепые котята, учатся ходить по земле и открывать для себя мир. Фатализмом отдаёт фраза Егора: вот, мол, такие красивые яблоки висят, а собрать не можем. Но за столь короткий срок им удаётся обезобразить сад – поломать ветки и оставить яблоки рассыпанными по земле.

Сад в классическом представлении – символ Рая, Эдема. Может, туда попадают наши герои? Может, это их шанс открыть для себя некие первозданные законы, до них, но ради них созданные? Но сочные плоды так и остаются чем-то выше понимания - пока героям приходится пожинать  плоды своего времени. Над истерзанным садом звучит песня «Sky is over» в исполнении Serj Tankian,  и все четверо в привычной для себя музыкальной истерике покидают сцену.

Ирина Крахмалева,

фото и видео автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться