4 июня 2014 в 12:55 2727 1
Культура

Торжество Ханумы

В «Свободном пространстве» показали спектакль-праздник: 30 мая, практически под занавес театрального сезона, представили премьеру по пьесе А. Цагарели «Ханума».

Пришедший в тот дождливый орловский вечер на музыкальную комедию-водевиль зритель силою театрального искусства был перенесён в Тифлис, в настоящий квартал Авлабар образца 19 века с его уникальной атмосферой непрерывного праздника, колоритных шуток, особого душевного общения и, конечно, песен.

Интрига происходящего действа, на первый взгляд, проста: обанкротившийся грузинский князь в годах, но сохранивший юношеский задор в манерах, речи, образе жизни, Вано Пантиашвили (Владимир Крашенинников) ищет себе невесту, дабы поправить материальное положение. Разумеется, князю хочется, чтобы при будущей супруге были и богатое приданое, и красота.

И тут сюжет закручивается, когда в борьбу – не на жизнь, а на звание, что называется, лучшей по профессии – вступают две свахи – умудрённая опытом и находчивая Ханума (заслуженная артистка России Нонна Исаева) и её соперница, коварная Кабато (заслуженная артистка России Елена Шигапова).

Многим сюжет ставшей классикой комедии грузинского драматурга Авксентия Цагарели хорошо знаком в постановке 70-х гг. прошлого века режиссёра Ленинградского Большого драматического театра Георгия Товстоногова. Было любопытно, какие акценты в спектакле сделает режиссёр Александр Михайлов. Надо сказать, уже с первых движений и реплик Ларисы Леменковой (Текле, сестра князя) и Сергея Козлова (Тимотэ, слуга князя) становится понятно, что аккуратность в изображении представленной в пьесе жизни – главный принцип спектакля «Свободного пространства». Эта деликатность, по нашему мнению, читается буквально во всём – от сценографии и костюмов (художник Мария Михайлова), музыкального сопровождения (музыка  Гии Канчели в аранжировках Александра Михайлова-младшего) до мельчайших деталей в мизансценах.

На заднике – не фантом, а воспоминание о старинном селении, где царит атмосфера неизбывной радости. Здесь живут, как поют, и поют о том, как живут.  В светлых одеждах, с улыбками на лицах артисты выходят на авансцену, чтобы заразить сидящих в зале ощущением полноты бытия, чтобы мы все выпили из «громокипящего кубка» жизни. Очень чутко, нам показалось, актёрский состав обращается со словом: не переигрывая с грузинским акцентом, жители Авлабара в интерпретации как именитых актёров ТЮЗа, так и их младших коллег, студентов ОГИИК,  с истинным наслаждением преподносят нам сочный и яркий текст со стихами Владимира Константинова и Бориса Рацера.

Массовые сцены с участием так называемого хора смотреть не менее интересно, чем следить за развитием характеров в актёрском ансамбле: балетмейстеры Олег Николаев и Светлана Щекотихина, педагог по вокалу Валерия Торгова нашли применение талантам труппы, которая весьма органично и чувственно исполняет восточные танцы и повествует в песнях о быте и нравах авлабарцев.

Одни из самых ярких комедийных сцен – битва двух свах, превращение неподражаемой Ханумы в ряженую невесту, уроки, которые в присутствии бабушки Ануш (заслуженная артистка России Маргарита Рыжикова) даёт племянник князя Котэ (Юрий Мартюшин) своей воспитаннице и по совместительству возлюбленной Соне (Валерия Жилина), дочери купца Микича Котрянца (заслуженный артист России Валерий Лагоша), прощание с князем в бане. В сдобренной юмором без пошлости постановке уживаются как накал страстей, так и истинно романтические мотивы, тонкий лиризм, дыхание поэзии, что избавляет спектакль от роли иллюстрации жизни чуждого и далёкого нам мира – мы не только приближены к динамике действия, мы безвозвратно вовлечены в него.  

Любопытно разыграна сцена тифлисского рынка, где, по сути, товаром может быть всё что угодно – даже отношения. Может ли желание выгоды обернуться счастьем? В водевиле – всенепременнейше! В финале наступает всеобщее благоденствие: зрителя приглашают на свадебный пир в честь молодых; впервые сваха Ханума примеряет на себя роль своих подопечных-невест – партию ей предлагает приказчик купца Акоп (Олег Семичев); поверженная Кабато волей случая выходит победительницей и готова занять освободившееся место ведущей свахи Тифлиса. Спектакль превращается в соборное торжество и прославляет идею яркой и насыщенной жизни при условии влюблённости в неё.

Ирина Крахмалева, Оксана Полуничева

P.S. Премьерный спектакль «Ханума» в этом сезоне можно посмотреть 11 и 20 июня.


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться