8 июня 2017 в 16:57 4505 0
Культура

Театральный фестиваль «LUDI 2017» открыли «Карамазовы» сербского театра «Славия»

7 июня стартовал Международный фестиваль камерных и моноспекталей «LUDI». Зрители увидели российский и сербский спектакли.

Первый фестивальный день запомнился знакомством с составом жюри на пресс-конференции, мини-концертом артистов из «Свободного пространства» на церемонии открытия, подарком в виде лампы с логотипом фестиваля первому заместителю председателя правительства Орловской области (см. фото) и, конечно, двумя яркими постановками.

«Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века»

Этим моноспектаклем Нижегородского Творческого объединения «GRANART» на малой сцене «Свободного пространства» была открыта конкурсная программа фестиваля.

Материал постановки — необычный и интересный, своего рода неординарное видение истории той самой «домомучительницы» из известной всем с детства сказки Астрид Линдгрен о Малыше и Карлсоне.

Домработница Свантесонов, описанная в книжке как «суровая пожилая дама высокого роста, грузная, да к тому же весьма решительная и в мнениях, и в действиях», «со злющими глазами», которых так поначалу пугался младший из семейства, рассказывает на ток-шоу о себе. Автор пьесы Олег Михайлов скрупулёзно вплетает в её автобиографическое повествование, наполненное трагизмом европейской истории первой половины XX века и личной драмой потерь Хильдур, эпизоды и сюжеты из книги шведской писательницы.

Так перед нами возникает весьма документальный и тщательно проработанный до мельчайших жестов актрисой Натальей Кузнецовой образ женщины, потерявшей в своей подлинной истории не одного близкого человека и так же, как и её маленький подопечный, поверившей в Карлсона, который помогает ей справиться на закате жизни с одиночеством.

На пресс-конференции, предваряющей театральную программу фестиваля Александр Ряписов, режиссёр спектакля, рассказал о том, что был очень рад найти пьесу Олега Михайлова. Ведь взгляд драматурга на эту историю с шведской домоправительницей полностью совпадает с его видением сказки о Малыше и Карлсоне.



Андрей Ряписов:

— Я уже ставил спектакль по сказке Астрид Линдгрен «Карлсон вернулся». Мне хотелось, чтобы артисты играли не советский мультик, который мы все знаем, а историю о том, что у мальчика действительно своеобразная технократическая галлюцинация о вымышленном летающем персонаже. А домоправительница фрекен Бок с помощью веры в то, что Карлсон действительно существует, избавляет мальчика от этой иллюзии. Но сделать эту историю не получилось, артисты играли мультик. Потом мне попалась эта пьеса Олега Михайлова. Я с удивлением обнаружил, что, оказывается, есть на свете ещё один человек, который думает об этой истории примерно так же, как и я. Пьеса лежала у меня в портфеле. А потом Наталья Кузнецова, актриса Нижегородского академического театра драмы, обратилась ко мне в поисках материала для моноспектакля. Так всё сложилось. Мы быстро сделали этот спектакль, буквально за полтора месяца. Сейчас ему уже больше года.

Заметим, что за свою относительно недолгую жизнь «Подлинная история...» уже завоевала «Гран-при» за лучший спектакль фестиваля «Альбамоно» в г. Корча (Албания;) и диплом Премии Даниила Хармса в области литературы и авангардного искусства. Спектакль также был включён в лонг-лист Театральной премии «Золотая маска» за 2016 год.

Каков будет вердикт жюри орловского фестиваля, покажет время.

Карамазовы как диагноз

Вечером 7 июня на большой сцене театра «Свободное пространство» театральная труппа из Белграда представила своё сценическое понимание романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. Частный театр «Славия» был основан в 1995 году.

Батрик Жаркович, директор театра: «Наш театр частный, работает 25 лет уже. Большое спасибо,  что пригласили сюда, в Орёл, на фестиваль. Мы рады быть с вами. Фестиваль открывает Достоевский, писатель с мировым именем. У нас в афише пять  спектаклей по его произведениям. Мы участники разных  фестивалей. Более того, в Белграде у нашего театра есть свой международный фестиваль, в котором за 16 лет с момента проведения поучаствовало более 160 спектаклей. У нас очень плотный рабочий график. Мы рады быть в вашем городе.  Драматург, который работал над этим спектаклем, заболел, не приехал. Режиссёр тоже не здесь. Так что в сегодняшнем показе актёры и зрители остаются наедине».

Признаться, ожидали страстный и безжалостный поединок за человеческую душу, в котором закономерным было вопрошание: «Есть ли Бог? Есть ли бессмертие?» В постановке же, как показалось, основное развитие темы было задано исследованием природы сладострастия. Страсть и злоба, которые снедают, чувственность без чувствительности, дурман и пожарище – зритель видит, что такие стихии охватили род Карамазовых и перекинулись на женщин, ставших сначала причиной мук поражённого грехом семейства, а потом и жертвами собственных пороков. Впрочем, жертва и палач, грех и его искупление – эти категории особого порядка в творчестве Достоевского, открывающие двойственную природу человека. На сцене не то что жаркие поцелуи и объятия – тут похоть, и один другого (одна другую) терзает, раздирает на части, пожирает, до мерзости жадно... И все эти бесчинства – у креста, на кресте (сценография решена лаконична: крест – и помост, и погост; и место для исповеди, и пристанище для разврата).

В аннотации к спектаклю есть рассуждения о том, что такое русская любовь и откуда взялись любовные «многоугольники». В нашем же понимании, тот морок, что завладел всеми персонажами и вылился в страшное – убийство (Фёдора Карамазова) – проистекает отнюдь не из любви. Перед нами словно душевнобольные, бесноватые, у которых глаза горят не от счастья, а от нервного возбуждения и внутренних терзаний.

Темпоритм спектаклю обеспечивают рваные и страстные диалоги (как таковая событийная история уступила место порывам и движениям душ героев). Музыка и кинематографические врезки убыстряют развитие сюжета и позволяют выстраивать интертекстуальные связи с другими экстравагантными вариациями по произведениям Достоевского – в частности, с отечественным фильмом «Даун Хаус».

Режиссёр мог бы пролить свет на некоторые вопросы, что остались после просмотра, но его, как мы уже знаем, в театре, да и в Орле не оказалось. Зато нам удалось взять интервью у Мити Карамазова (роль исполняет Даниэль Ковачевич):

«Режиссёр и актёр должны понимать друг друга и делать роль вместе. Я даю в роль свою плоть и кровь, свое сердце, а режиссёр – идею. Я люблю классику и все, что с ней связано. Классика – мой  жанр. Русская классика, на мой взгляд, – это самое лучшее, что написано в мире. Такой характер из русской классики, как я играю, – самая лучшая роль. Потому что в ней актёр может развиваться, искать ответы на вопросы, которые задаёт себе. А у Достоевского актёр всегда найдет ответ на свой вопрос, мне кажется. А значит, получит возможность для дальнейшего собственного профессионального развития. Почему мне интересен Дмитрий Карамазов? Актёрство – такая профессия: делаешь шаг, и тебе весь мир открыт. Ты можешь попробовать все, что угодно. А когда играешь Диму Карамазова, человека-крайность,  бесконечного, не знающего меры и границ, ты тем более получаешь эту возможность. В этой безграничности характеров и мыслей – весь Достоевский для меня».

Даниэль рассказал, что он играет в нескольких театрах. Прежде всего, в Сербском национальном театре. А в театре «Slavija» у него четыре роли,  в том числе и Дмитрий Карамазов. Ещё артист задействован в театрах Черногории и Боснии. Есть у него и опыт сотрудничества с российским кинематографом.

P.S. «LUDI» продолжают работу. Сегодня в «Свободном пространстве» — «Кайдара», моноспектакль Виолы Венто (Милан, Италия) и «Пять историй про любовь» Государственного театра «Суббота» (Санкт-Петербург, Россия). Завтра, 9 июня, — «Череп из Коннемары», мрачная комедия по МакДонаху в исполнении театра «У Моста» (Пермь, Россия).

Ирина Крахмалева, Оксана Полуничева


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться