Росто
22 февраля 2021 в 17:18 2332 3
Общество

С.А. Чижиков: «Руководить детьми сложнее, чем военными»

Ремарк написал целую книгу о людях, которые после войны не могут найти себе место в обычном мире, а герой этого материала освоился в мирное время довольно просто. И нет, он не работает в органах.

Сергей Анатольевич Чижиков – учитель ОБЖ и преподаватель патриотического воспитания в обычной школе. Не так давно я и сам был его подопечным, а теперь, в преддверии 23 февраля, мы пообщались с ним дистанционно, чтобы поговорить о том, как офицер русской армии стал обыкновенным учителем.

– Вы военный, расскажите о своих достижениях на военном поприще.

С.Ч.: Я отслужил двадцать с лишним календарных лет в армии офицером, из них 1282 дня провёл в горячих точках. Орден за личное мужество, 3 медали за отличную службу, плюс знак от МВД СССР тоже за отличие в службе. Это те, которые называются госнаградами.

– Почему Вы решили связать свою жизнь именно с военным делом?

С.Ч.: Это с детства. Это мечта детства. Сколько себя помню, всегда мечтал быть военным.

– Вы ушли в запас не так давно и застали развитие российской армии. Скажите, она действительно такая великая, как о ней говорят по телевизору?

С.Ч.: Да. Да! И она сильна не только своей техникой, которая, в принципе, по многим критериям, превосходит всех в мире. И авиация у нас сильнее, и ракетные системы сильнее. И самое главное – люди, с нашими людьми никто не сравнится. Я не ожидал такого, что было в Чечне, но то, что видел там, меня потрясло серьёзно, потому что молодые пацаны, не зная ради чего они рискуют и жертвуют своей жизнью, они жертвовали и рисковали.

– Почему решили закончить со службой?

С.Ч.: Начиналась Вторая Чеченская, и у меня на тот момент была практически вся Великая Отечественная Война по срокам службы. Просто устал. Устал находиться постоянно в командировках, постоянно жить без семьи, в тяжёлых бытовых условиях. Просто усталость.

– Кем Вы работаете сейчас?

С.Ч.: Преподаватель-организатор ОБЖ в 12-й школе. Школа им. героя Советского Союза Машкарина И.Н. Он учился в нашей школ и погиб, освобождая Крым, получил героя Союза.

– Почему военный человек решил начать работать с детьми в обыкновенных школах?

С.Ч.: Очень даже интересно. С детьми работать так же интересно, как с солдатами. Вообще, хотелось передать то, что уже накопилось за жизнь. В принципе, немало видел, немало прошёл, поэтому хотелось поделиться с ребятами знаниями, своим опытом, своими ошибками, кстати сказать, тоже. Потому что я курил 35 лет и считаю, что это огромная ошибка, и если мои ученики, хотя бы 10-20 человек, не будут курить, потому что я им объяснил, что это плохо и глупо, то я буду считать, что я свою миссию выполнил как учителя.

– Рассказываете детям о своих военных подвигах?

С.Ч.: Нет.

– Почему?

С.Ч.: Да неинтересно! Есть намного больше случаев в жизни, которые действительно были интересными. Я видел такое, что мои истории ни в какое сравнение не идут.

– Как Вы находите общий язык со своими подопечными?

С.Ч.: Да легко. Не знаю, нормально.

– В армии Вы командовали подразделением. Руководить детьми проще или сложнее?

С.Ч.: Конечно, тяжелее. Потому что в армии я приказал, и попробуй ослушаться, а дети вполне могут. Всё-таки надо суметь заинтересовать.

– До недавнего времени Вы работали руководителем кадетского класса МЧС. Чем Вы занимались?

С.Ч.: Я и сейчас им руковожу, у меня есть ребята, просто не МЧС-овцы. МЧС – это немножко не моё, по той простой причине, что та программа, которую давал Сергей Анатольевич Швец, меня, во-первых, не устраивает, во-вторых, это не мой профиль. Мне проще работать общевойсковым офицером. Строевая, огневая, ОМП и защита от него, тактика, топография, военная история, ну и немножко эстетики и этики.

– Насколько важно и нужно патриотическое воспитание в школах сейчас, когда общество, можно сказать, раскололось на две половины?

С.Ч.: Вообще, считаю, что отдельным предметом в школах нужно ввести историю Великой Отечественной войны. Просто отдельным предметом. Народ, который не знает своего прошлого, не имеет будущего. Это не я сказал, это сказал Бисмарк. Тут однозначно. Дети должны знать историю, а история войны – самое важное, и победа в этой войне, которую, кстати говоря, хотят украсть у нас, – серьёзный вопрос. Нужно знать, как война начиналась, её героев, что они совершили, слава богу, ребята, с которыми я занимаюсь, знают города-герои, пионеров-героев, тех героев СССР, которых изучали мы. Сейчас дети, пока им не расскажешь, они не знают ничего. А потом у нас были ещё несколько войн, о героях которых тоже нужно рассказывать. Я, к своему стыду, до недавнего времени не знал, что первым героем Советского Союза, который родился у нас в области, был Иван Бочаров, который получил это звание в 1936 году, когда в Испании воевал. Он был лётчиком, его сбили, он погиб. Достаточно трагическая судьба. Обязательно, обязательно это нужно.

– Вы говорите с детьми о политике? Прививаете им любовь к России, обсуждаете  либеральные взгляды?

С.Ч.: Обязательно говорим! В старших классах, начиная с восьмого и до одиннадцатого, обязательно говорю о политике. Пытаюсь им объяснить, что хорошо, что плохо, с моей точки зрения. Я высказываю только свою точку зрения, не хочу ни на кого давить. 

– Что Вы ставите главной целью в воспитании детей?

С.Ч.: Счастье. Чтобы они были счастливы и не повторяли тех ошибок, которые я совершил, а всё остальное не так важно.

Беседовал Александр Казаков


Источник: ИА «Инфо-Сити» (InfoOrel.ru)
© ИА «Инфо-Сити»

Добавьте «ИнфоОрел» в ваши источники в Яндекс.Новостях

И читайте наши новости первыми


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться