16 мая 2013 в 17:32 5756 0
Культура

Роман Виктюк поставит в Орле спектакль о русской душе и Тургеневе

Известный режиссёр-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ, Роман Виктюк знаком орловскому зрителю по спектаклям, которые мастер привозил в ОГАТ имени И.С. Тургенева. На этот раз Романа Григорьевича пригласили поставить уникальную вещь – пьесу-фантазию «Глух Он Не Мой».

– Это эксклюзивная литературно-драматургическая инсценировка, заказанная нашим театром. Это будет наш родной сценический материал, который из наших рук никто больше не получит. Инсценировка концептуальная – уже есть музыка, полностью готовы режиссёрское решение и сценографическое. Надеюсь, что в спектакле будет занята вся труппа, – пояснил директор ОГАТа им. И.С. Тургенева Валерий Сергеев на состоявшейся 7 мая первой встрече Романа Виктюка с артистами театра и орловской прессой.

– Материал специально создан для вас,  – добавил, обращаясь к собравшимся Роман Григорьевич. – Все существующие инсценировки по «Муму» дословны с рассказом. А мне казалось, что – если брать глобально – Виардо  для него и здесь была как там.  Будучи там, она знала, что делается на этой земле. Они любили на расстоянии, не думая о тех стенах, о тех домах, о той разнице в мировоззрении и политическом осмыслении. Есть только одно от природы завещание – любовь, и ничего другого. И весь этот спектакль должен быть проникнут одной только любовью. В сценографическом пространстве вы увидите и Орёл, и ту, далёкую страну.

Р. Виктюк пообещал, что спектакль будет хулиганским «с первой реплики, с самого начала»: «А как же без этого? Только хулиганы зажигают звёзды, писал поэт… Вот говорят: Тургенев. И сразу – лирик, стихи в прозе, «Как хороши, как свежи были розы…». Получается, что он сразу оторван от плоти, а он был развратник… Но здесь два Тургенева, и они соперничают в силе сексуальной, в мощи возможности любить. «Возраста у любви нет!» - кричит Тургенев. И его мама – а здесь роль мамы возведена в главную, – которая боялась и волновалась за него, боялась, чтобы он не погиб. А он не поддался влиянию этой могучей личности  – и погиб». В личности классика Виктюк предлагает видеть, во-первых, человека, что называется, из плоти и крови, и человека любящего, и только потом – классика, автора лирической прозы.

Инсценировку специально для тургеневского театра написал ученик Романа Григорьевича, драматург Алексей Бурыкин. Материалом послужили отрывки из романа Жорж Санд «Консуэло», письма Варвары Петровны Лутовиновой,  матери Ивана Сергеевича, к сыну и письма самого литератора к обожаемой  им Полине Виардо, а также «Стихотворения в прозе». В инсценировку вплетается и гоголевский мотив – то промелькнут персонажи-мужики, спорящие о том, куда доедет колесо, то сам писатель (статья на смерть Н.В. Гоголя, запрещённая в Петербурге и опубликованная в Москве, стала причиной опалы на И.С. Тургенева, и, таким образом, в спектакль будет введена история создания рассказу «Муму»). В постановке Р. Виктюка зрители услышат на языке оригинала, в записи, 10 арий, ведь возлюбленная Тургенева Полина Виардо была востребованной оперной певицей. Будут в спектакле и танцевальные сцены, причём организованные как параллельные мотивы – например, танец Герасима с Татьяной и танец Консуэло с Андзолетго. Вообще, параллели между героями разных произведений, эпох, двойничество (пары влюблённых; автор и его двойник; привязанность Герасима к Муму и любовь Ивана Сергеевича к его вне брака рождённой дочери; одиночество автора и Герасима и др.), насквозь пронизывают спектакль, рождая сложную полифоническую структуру, намекая на трагизм, в котором «в любую секунду бьётся и существует русская душа». Режиссёр-постановщик так прямо и говорит: это будет русская поэма, где нет проходных ролей, где будут раскрыты несколько миров (и русской деревни, и светской жизни, которой принадлежала Виардо), при этом и тому, и другому доступна одинаковой высоты поэзия чувств.

Художник спектакля Владимир Боер продемонстрировал макет оформления сцены. Выяснилось, что декорации…будут постоянно играть: они то поднимаются, то опускаются, открывая то одно, то другое пространство, в котором существуют герои, зритель увидит даже Эйфелеву башню; будет и игра света, который спроецирует на прозрачный пластик (из него выполнены декорации) разные изображения. В какой-то момент всё исчезнет, и останется только белое пространство, которое создаст ощущение... одиночества.

Роли пока не распределены. Особенно заинтриговал режиссёр своими намёками на то, кто или что будет исполнять роль собаки Муму. И, чтобы не раскрывать все секреты, предложил: «Давайте дадим объявление в газете: «Требуется Муму!».

Роман Григорьевич признал, что приступать к такой работе – большая ответственность для него. Особенно на земле Ивана Сергеевича Тургенева, особенно в год его юбилея, 195-летия со дня рождения. Поэтому начинать нужно…  весело. «Если всё будет серьёзно, поверьте, никогда ничего не получится, - поясняет Виктюк. – Счастье – это пауза между двумя несчастьями, впереди и сзади. Вот если за счастье начинаешь с кулаками драться, отвоёвывать, то несчастье впереди и сзади сделают всё, чтобы счастье потухло. Обязательно нужно хулиганить, это нужно делать сознательно, ибо без зажигания звёзд на земле прожить нельзя».

7 мая состоялась читка пьесы самим режиссёром-постановщиком в театре графа Каменского, получился своего рода мастер-класс для актёрского состава ОГАТа. Читал Виктюк вдохновенно, искусно, мгновенно перевоплощаясь из одного персонажа в другого и гениально расставляя акценты, так что в отдельных сценах зрителям было невероятно смешно, а в других – в горле застревал комок  и на глаза просились слёзы…

Пока артисты знакомятся с материалом. Предстоит также работа над костюмами. Впереди – вторая встреча с режиссёром, который 28 мая привезёт на гастроли «Маскарад маркиза де Сада». Постановкой «Глух Он Не Мой» в Орловском драматическом в конце июня завершится театральный сезон.

Ирина Крахмалева,

видео автора,

фото предоставлены ОГАТом им. И.С. Тургенева


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Мы используем сервис „Яндекс.Метрика“, который использует файлы „cookie“. Подробнее здесь
Вход
Регистрация
Восстановление пароля

Пожаловаться