22 августа 2022 в 15:15 6712 19
Общество

Реконструируют или херят Красный мост?

В связи с мостовым сооружением возникла в нашем городе одна яркая метафора, о которой следует рассказать.

Вечером 17 августа коллеги по мостовой теме увидели такой символ перед Красным мостом, направляясь на мост Дружбы по зову известного депутата, узревшего там новые дефекты. Когда собирались сделать поворот налево, на ул. Фомина, открылся им во всей своей простоте и обречённости знак, смысловая нагрузка которого понятна.

Неизвестно, заметил ли знак правитель Орловщины, лично и в ручном режиме управляющий инвестпроцессом нашего старейшего мостового сооружения, прибыв на стройку в сумерках того же дня. Похоже, что нет – всем он остался доволен. Орловские СМИ, вероятно, тоже, не обратили на него внимания, зато донесли до зрителей/читателей: 

  • выполнена десятая часть работ, в т.ч. уложено около полутысячи кубов бетона и впятеро большая масса грунта заменена на новую;
  • обнаружилась большая и трудоёмкая, неучтённая (!) проектом работа – разборка железобетона высокой прочности полувековой давности;
  • самые большие сложности – переустройство коммуникаций, документация на которые уже устарела; сети перекладываются по факту, где вместятся;
  • удалось решить проблему, более всего тревожившую власть этим летом, – вовремя успеть уложить на коммуникационном мосту новую трубу теплоснабжения; 
  • ход стройки радует обоих правителей, но более всех доволен подрядчик, обнаруживший не учтённую проектом работу;
  • вице-премьер РФ в курсе событий и знает о неминуемом удорожании стройки;
  • некие документы вскоре будут переданы на экспертизу;
  • по мнению подрядчика, всё идёт по плану, сбоев нет;
  • работа на мосту будет теперь идти круглые сутки – сроки поджимают.

Губернатор и мэр не скрывали в соцсетях своих радостных чувств и всё увереннее применяли мостовую терминологию. Уместно добавить – днём раньше на комитете облсовета глава профильного департамента заявил, что стройка идёт даже с опережением. Обрадовал, хотя и удивил этим, не только комитетчиков, но и заказчика. Только не указал чиновник ни единиц измерения, ни точки отсчёта. Забыл, видно, как год назад приглянулся бывшему прокурору Орловщины. Что называется – отлегло.

А теперь посмотрим на всё это с другой точки зрения – экспертной: недавно полученный высокий титул обязывает. Обратимся также к филологической интерпретации метафоры. Для этого вспомним церковно-славянский язык и кириллицу.

«Х», или «Херъ» (хѣръ), – буква, которая имеет символику условного знака в виде креста. Слово «хер» употребляли, если речь шла о зачёркивании крестом в любом тексте слов или предложений, которые нуждались в исправлении или были вовсе не нужны. К самому же действию применяли глагол «херить», то есть «перечёркнуть», «зачеркнуть», «вычеркнуть». Далее появились производные от «херить» («похерить», «захерить», «перехерить», «выхерить») и оттенки значений – «уничтожить», «загубить», «отменить». В современных словарях глаголы даны с пометкой «устаревшее, просторечное» и со значением «ликвидировать, уничтожить».

С появлением на Орловщине нынешнего правителя слишком часто «Х» используется в исконном его значении. Особенно в мостовых событиях. Судите сами.

Выполненные строительные работы могут быть признаны таковыми и объявляться, когда они отражены в процентовках – формах КС-2 и КС-3. Это формы первичной учетной документации – основа бухгалтерского учёта подрядной организации. Их знают все участники строительства, это всё равно что показатель его хода. Эти формы уважают прокуроры. Их оценивает суд. Во всех договорах и контрактах они прописаны как обязательные к ежемесячному (!) оформлению. Это азбука.

В контракте с «УПМК-22» на реконструкцию Красного моста в Орле об этих формах нет ни слова. Они упразднены, или ПОХЕРЕНЫ. Вероятно, по высокому указанию. Едва ли заказчик решился на это сам. Ещё в контракте с «РСМ» таковые были, были даже дважды составлены и выложены в ЕИС. На общую сумму меньше двух процентов от всей стройки. При этом работ было сделано, по словам арестованного зама мэра, втрое больше. Почему – загадка. Любой подрядчик стремится закрыть процентовки ежемесячно, до 25-го числа и на максимальную сумму. От этого зависит судьба предприятия: получение денег, налоги, списание материалов, зарплата…

Новый подрядчик за неполные пять месяцев разрушил большую часть работы своего предшественника на Красном мосту. И железобетонные конструкции, и металлические. Следы этих действий налицо. При этом «РСМ» ведёт с заказчиком судебный спор, где защищает качество своей работы на этом объекте. Участвует там и проектировщик – в прошлом контракте он вёл авторский надзор. Чью сторону он возьмёт? Это пока вопрос, но с заказчиком его отношения сложные. В деле также и белгородский банк. Пока неизвестно, что ожидает подрядчика «УПМК-22», который так уверенно ПОХЕРИЛ труд предшественника, тогда как в смете на контракт работ этих не обозначено. Прежде чем решиться на такое, наверняка не раз были взвешены все 333 миллиона поступившего аванса. А ну, как вдруг появится второй Малкин?!.

Озадачивает упоминание десяти процентов, т.е. полторы сотни миллионов, половину из которых освоил «РСМ». Кто принимал конструкции из бетона? Где инспектор госстройнадзора, уверявший весной прошлого года, что поводов для беспокойств нет. Где ГИП, ведущий авторский надзор? Ни в одном видео- и фоторепортаже со стройки рядом с правителем нет никого из названных лиц.

Дополнительные работы, обнаруженные подрядчиком и не отражённые в проекте, однозначно увеличат стоимость и время стройки. А в совокупности с прошлогодним обнаружением изъяна документации, остановившего стройку, это вообще-то на грани с ЧП. Можно утверждать – обследование объекта, по основным конструктивным элементам, носило фиктивный характер. Получается, проект имеет глубокие изъяны, и правитель это знает давно, с прошлого года. Но проект получил положительное заключение «Орёлгосэкспертизы», которое готовилось полтора года вместо двух месяцев. Институт «СевЗапПроект», работавший на субподряде у «Строй-Эксперта», ПОХЕРИЛ все старания (если они были) генпроектировщика, а тот, в свою очередь, отдаёт похеренное под экспертизу. «Главгосэкспертизе» повезло – не пришлось иметь дело с объектом. Остаётся напомнить: в октябре 2017-го инженеры «Дороги-450», предвидя провал проекта, надорвали голоса, пытаясь образумить заказчика и горсовет. Увы, старания их были дружно ПОХЕРЕНЫ депутатами в здании администрации, вход в которую тоже теперь сопровождает «Херъ».

Переустройство коммуникаций на городском мосту – сложная работа, здесь нельзя медлить и запинаться. Техусловия, выдаваемые владельцами сетей, имеют ограниченный срок действия, а получены они были, похоже, осенью-зимой 2017-го. Кстати, в такую «засаду» в своё время попал «РГС» на мосту Дружбы, сначала на месте письмами, а потом и другими документами в суде подтверждая проволочки в стройке устаревшими техусловиями, предоставленными заказчиком. Занялся бы «РСМ» переустройством сетей с осени 2020-го, т.е. с самого начала стройки, как показано в ПОС, вероятно, всё могло бы получиться. Увы, и эта важнейшая часть проекта была привычно ПОХЕРЕНА. Кем? Похоже, что всей компанией, краткое определение которой дал бывший прокурор, а дело которой производится отдельно. И не торопясь.

Перенос теплотрассы удался, и это всех радует. Может, более всех, самих горожан в преддверии осенне-зимнего периода. Но нервы правителю это, видно, потрепало изрядно, чего не приключилось бы, сверься он с ПОС. Сооружение временных мостов с переносом теплотрассы следовало делать в первую очередь. Однако все силы были брошены на крушение старого мостового полотна, да с таким задором, что и ранение подростка не согнало улыбок с лиц рабочих. ПОХЕРИВ последовательность действий, попали в цейтнот, который пока создал угрозу возможных ещё проблем.

Документы на экспертизу. Какие они – можно только догадываться, ведь всё покрыто тайной. Ясно одно – это проектные материалы, неизвестно кем и на каком основании подготовленные. Тайна также, кто будет их исследовать, ведь штатного специалиста-мостовика в «Орёлгосэкспертизе» – нет. Коллега из ГТРК «Орёл» рассказал в утренней воскресной передаче о готовящейся установке огромного количества бетонных стоек-подставок. Вероятно, это и предстоит одобрить экспертизе. Вариант этот был всеми отвергнут ещё осенью 2017-го. На всех совещаниях и советах. Поэтому и приняли решение сделать всего по одной полосе для автомобилей (в каждую сторону, конечно). Но запроектировали такие консоли, что местные инженеры в один голос заявили: такого – не бывает. Мнение инженеров, конечно, ПОХЕРИЛИ. Узнав о недоумении теперь уже и подрядчика, решили проблему устройством целого леса подставок. ПОХЕРИВ все решения техсоветов 2017-18 годов. Это сейчас наиглавнейшая проблема. Важнее даже, чем вырубка деревьев по улице Пионерской: там, в конце концов, можно вырастить другие – на мосту же на века грозит появиться рукотворное уродство правителя, исправить которое не удастся.

Здесь два варианта из проекта. Нижний – № 2, который и сооружают, теперь решили сделать тоже с подпорками. На чертеже этом их нет: институт слукавил и показал меньший размер консолей. В натуре, когда пошла стройка, консоли оказались значительно большими, около шести метров. Действовали так: вспомнили про подпорки первого варианта и решили изуродовать ими второй. Чертежи будущего «уродца» держатся в секрете, но журналист показывает места установки конструкций. Для бурения скважин под все 60 штук бетонных подпорок-колонн ожидается приезд техники.

Как раз сегодня, 22 августа, в горсовете провели комитет по строительству. Мост опять за границами основной повестки. А депутаты творящееся с ним всё так же, привычно, называют «ситуацией». Примечательно, но, похоже, никто из них не обратил внимания на то, что подрядчик честно доносил до них главную мысль:

«Без колонн, под [консолями пролётных строений на аркадной части моста], несущая способность [сооружения] невозможна... Заключение Главгосэкспертизы по документации ожидается в декабре, поэтому предстоит монтировать на свой страх и риск».

Таким образом объявлено: проект реконструкции Красного моста, за который отдали 50 бюджетных миллионов, окончательно ПОХЕРЕН. За одно это стоит благодарить «УПМК-22» и выразить сочувствие судьбе арестованного заммэра.

Работа идёт по плану, но… круглосуточно. Проект однозначно запрещает ночную работу, жители в соцсетях жалуются на шум. ПОХЕРИВ проект и их мнение, правитель принялся теперь за их здоровье?

Интересную мысль высказал в соцсетях мэр – обсудить возникшие у них с губернатором идеи использования аркад. Правда, не сказал с кем. Просто бросил – «с архитектурой». Наверное, забыл, а может быть и не знал (дело было до его назначения в градоначальники) – для Красного моста, до торгов по поиску подрядчика, Федеральный закон №44-ФЗ обязывал провести обязательные общественные обсуждения. Ещё в сентябре 2019-го редакция не только несколько раз писала про это, но и доказывала в ФАС России и арбитражном суде. Читатель уже догадался? Аргументированное мнение наше – было ПОХЕРЕНО.

Заметно и понятно – губернатор и мэр с интересом занимаются мостом. Они продвинулись в этом, а к концу стройки (жаль, неизвестно, когда же он наступит) вообще будут вправе именовать себя мостовиками. Мост, похоже, окажется некрасивым. Но разве двоих это будет беспокоить: «Ничего, первый блин комом…» Что ж, следующие объекты, на новых властных местах, могут и лучше получиться, а тут просто тренировка. А жгучий стыд за изуродованные мосты в Орле – проявится ли и когда?..

Депутат, встретивший моих коллег на мосту Дружбы, получил ответы на свои вопросы и, прощаясь, твёрдо обещал вступиться и за Красный мост. Шутка ли: из федерального бюджета получено и отдано авансами 535 млн руб., а выполнение показано за почти два года работы всего на 27 млн., т.е. 5%. Состоится ли эта депутатская защита и каков будет результат? Вспоминая историю самообразованных депутатских семёрки, потом девятки, а совсем недавно – комиссии, приходится констатировать: всё это было ПОХЕРЕНО самими же организаторами.

К этой статье мог быть добавлен эпиграф. Если угодно, его место займёт фраза великого писателя Ф.М. Достоевского: «Всякий, кто искренно захотел истины, тот уже страшно силён».

Ирина Крахмалева,

главный редактор ИА «Инфо-Сити»,

Эксперт года – 2022


Источник: ИА «Инфо-Сити», www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме

Посмотреть все новости по теме

  • изотопыч
    правда-матка!
    Ира, пора уже переходить на федеральный уровень с такими разгромными статьями! супер!!!
    давай еще про мост на колхозной изза отсутствия которого в час пик километровая пробка при выезде на мостовую! да про вторую очередь парка победу, что на излучине реки. а то там видимо теперь навсегда пустырь останется.
    а то губер фонтанирует все новыми идеями благоустройств, забыв о нерешенных проблемах.
    Приличное освещение в городе я так понимаю уже не вернуть.
    • Andrey
      Цитата изотопыч:
      правда-матка!
      Скорее очередная баба-яга против :-)
      При чем не определившаяся, надо по быстрее мост достроить или ночью нельзя работать.
      Правильно - не надо нам две полосы на мосту, постоим в пробках.
      В общем очередной суслик - агроном :-)
      • изотопыч
        Цитата Andrey:
        Цитата изотопыч:
        правда-матка!
        Скорее очередная баба-яга против :-)
        При чем не определившаяся, надо по быстрее мост достроить или ночью нельзя работать.
        Правильно - не надо нам две полосы на мосту, постоим в пробках.
        В общем очередной суслик - агроном :-)
        чтоб сделать 4 полосы+трамвай+тротуары надо полностью мост перестраивать, а не городить конструкцию в прямом смысле из г** и палок
  • pacman1
    1
  • SWG
    Цитата :
    чтоб сделать 4 полосы+трамвай+тротуары надо полностью мост перестраивать, а не городить конструкцию в прямом смысле из г** и палок 

    В Брянске это возможно, в Орле нет. В Орле слишком много краеведов. И почти не осталось технарей. Поэтому в Брянске такой красавец без шума и пыли и построили. В Орле же традиционно "А Баба Яга против!!!"



    И успешно белгородцы строят для Брянска следующий - Славянский мост.
    1
    • изотопыч
      Цитата SWG:
      [e]

      В Брянске это возможно, в Орле нет. В Орле слишком много краеведов. И почти не осталось технарей. Поэтому в Брянске такой красавец без шума и пыли и построили. В Орле же традиционно "А Баба Яга против!!!"



      И успешно белгородцы строят для Брянска следующий - Славянский мост.

      Построили КРАСАВЕЦ? вот этот уродец на подпорках на первом фото????? ну у каждого свое чувство прекрасного. кому и кобыла - невеста.
      Да и вообще все это не суть. Бабы Яги не против мостов, они против попила бюджета при полной организаторской импотенции. то есть в других местах умеют и на карман денежку заработать и дело сделать, а у нас весь запал заканчивается на раздербанивании бабла. нет спецов, которые готовили бы конкурсную документацию, на общественное мнение всем плевать, проводить грамотно конкурсы тоже никто не умеетне хочет.
      1
  • SWG
    Цитата изотопыч:
    Бабы Яги не против мостов

    Если судить по списку статей - явно именно против мостов.
    Ну а в Орле будет красавец, в три раза уже Первомайского. Разве это не техническое уродство?
    • изотопыч
      Цитата SWG:
      Цитата изотопыч:
      Бабы Яги не против мостов

      Если судить по списку статей - явно именно против мостов.
      Ну а в Орле будет красавец, в три раза уже Первомайского. Разве это не техническое уродство?
      я не понимаю чем не угодила ширина моста? там когдато запрещали ездить по рельсам, но потом все опять поехали в 4 ряда. с таким трамвайным трафиком это вполне комфортно. если в городе ВСЕ мосты исправны, то нет никаких пробок. просто мы уже забыли когда такое было. спасибо нашим дорогим слугам народа, которые ЗА мосты, точнее за их реконструкции.
      • Andrey
        Цитата изотопыч:
        я не понимаю чем не угодила ширина моста?
        Потому что три полосы до моста упираются в две полосы на мосту, иногда превращающиеся вообще в одну.
  • Bush
    Отставить близорукость мЫшления!!!
    Дальше горизонты планирования!!!
    Автомобили снова роскошь, а те, что сейчас ездят скоро все будут в утиль сданы.
    Трамваи, автобусы, троллейбусы и пешие прогулки реальное ближайшее будущее.
    Брянск останется с пустым широким уродцем, а в Орле будет красивый, исторический Красный мост.
  • изотопыч
    Andrey, а не надо там три полосы в одну сторону, там до того как знаки запрета остиановки повесили, парковочные места были. центр города как никак. и парковок вокруг кроме как за славутичем - нет. еще раз говорю. если все мосты в рабочем состоянии - никаких проблем с движением в городе не было. это вы просто привыкли последние лет 7 в пробке стоять и не помните как оно было.
    • Andrey
      Цитата изотопыч:
      Andrey, а не надо там три полосы в одну сторону, там до того как знаки запрета остиановки повесили, парковочные места были. центр города как никак. и парковок вокруг кроме как за славутичем - нет. еще раз говорю. если все мосты в рабочем состоянии - никаких проблем с движением в городе не было. это вы просто привыкли последние лет 7 в пробке стоять и не помните как оно было.
      Эпопеи с мостами 4 года, 7 лет назад, когда все мосты были открыты, как раз в час пик красный мост и стоял :-)
      Проблем с движением лет 20 назад не было, потому что как было выше сказано, количество т.с. было меньше.
      И не воспользоваться потенциальной возможностью увеличения пропускной способности центральной магистрали города, сейчас, было бы просто глупо.
      1
  • SCAT
    Демонтировать старый мост к чертовой матери и построить заново. Без пешеходных тротуаров, в ширину, имеющуюся со стороны проезжей части в Рядах и ЦУМа.
    Имеющийся "временный" пешеходный мост оставить навсегда (построен совсем не как временный).
    Конструктивные элементы старого моста, а также трамваи вместе с контактной сетью и рельсами сдать в чермет/цветмет, пустить по этим маршрутам нормальные автобусы.
    Всё!

    P.S.: Протестующих "Орловских археологов" отправить на "раскопки" в Сирию (Сомали, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Афганистан и т.п.), чтобы не скучали.

    P.P.S.: Жизнь продолжается! Надо обустраивать её, а не рыдать над разбитым корытом.


    1
    1
  • scontento
    Пробки на дорогах г. Орел с 2007-8 года начались потому что разрешили автомобили в кредит покупать.
    • изотопыч
      для совсем непонятливых можно и еще раз. повторить. я не против строительства моста. я против колхозных перестроек и пилежа бюджетов. как SCAT, говорит, снесите старый и постройте нормальный. благо не волга и не днепр.
      и то, что было на мосту до того, как начались ремонты, пробками не было. легкий затык. вэлком на октябрьскую часиков в 5 вечера.
      Цитата scontento:
      Пробки на дорогах г. Орел с 2007-8 года начались потому что разрешили автомобили в кредит покупать.
      абсолютно согласен. оправдания кстати кредитчикам нет. на тот момент транспорт общественный работал на 100% и проблем с перемещением по городу не было. как и спальников типа болховского и алросы. но нет. в семье по 2 машины должно быть и забитый металоломом двор.
  • SWG
    Цитата изотопыч:
    я не понимаю чем не угодила ширина моста?

    Хотя бы тем, что следующий в очереди на ремонт из больших мостов Тургеневский мост. Угадай с трёх раз, куда поедет поток авто при закрытии того моста? И хватит ли одной нормальной полосы для проезда без образования пробок? И то,что семь лет назад пробок небыло - наглое враньё, я тогда как раз каждый день по Красному мосту на работу -с работы ездил. Мост Дружбы ещё на ремонт не закрывали.

    Ну а для сравнения
    Первомайский мост в Брянске



    И несчастный, замученный судьбой и жителями
    Красный мост в Орле



    Гложет меня предчувствие, что как падали с непонятно когда и из каких кирпичных обломков построенных подпорных стенок тротуары так и дальше будут падать. А самое смешное, если по центру будет трамвай, то правые колёса единственного автомобильного ряда будут опять по этому битому временем и судьбой кирпичу подпорной стенки ехать. Зато исторической)))
    изотопыч, а над Брянском продолжайте смеяться, вот только они без шума и пыли строят и строят, а Орёл смеётся и мостостроителей гоняет.)))
  • SWG
    Цитата :
    абсолютно согласен. оправдания кстати кредитчикам нет. на тот момент транспорт общественный работал на 100% и проблем с перемещением по городу не было. как и спальников типа болховского и алросы. но нет. в семье по 2 машины должно быть и забитый металоломом двор. 
    А как быть, что бум всё таки начался гораздо раньше с таскания старья из Европы? Ну и перепродаж нашего отечественного старья за очень небольшие деньги. Просто в начале нулевых прилично подросли зарплаты и купить вначале подержанный, а потом и новый не стало неразрешимой проблемой. А кредиты тогда как не в себя на что угодно брали, в каждом салоне связи по несколько девиц от банков сидели, на телефоны и прочую лабуду кредиты оформляли.
    А чем лучше спальник 909 квартала? Или Наугорский, который в общем то маленький, но всё равно построили так, что выехать выехать в него проблема, да и улицы такие, что построить связку с тем же Болховским великая проблема, причем дорога то ведь напрашивается при первом же просмотре расположения и конфигурации. Как Раздольная для микрона, хотя там овраги были гораздо круче.
  • незауряд
    сделали бы 3д модель моста и распечатали бы
    как все догадались на 3д принтере

    а пока получается: местные ничего не предложили

    причём в 3д важно разделять где металл и где ЖБ
    и теоретически изобразить легко



    однако я моделировать не собираюсь
  • Famous Girl
    Цитата :
    Ирина Крахмалева,
    Эксперт года – 2022

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться