24 сентября 2014 в 11:11 3052 0
Культура

Рассказать Достоевского за час: режиссёр Владимир Дель ставит «Кроткую» в «Русском стиле»

Мы познакомились с Владимиром Делем в мае текущего года на фестивале «Мелиховская весна».

Режиссёр и создатель известного народного молодёжного театра «Предел» (Рязанская область, г. Скопин) привёз в музей-усадьбу А.П. Чехова оригинальный, пронзительный спектакль-исповедь «Ангел Ч», инсценировку сразу по нескольким произведениям Антона Павловича о трагическом существовании артиста в театре, о смысле и назначении актёрской профессии, об участи и судьбе тех, кто выходит на сцену, по определению Деля, «с больной окровавленной душой». В Орле, в муниципальном драматическом театре «Русский стиль» им. М.М. Бахтина, режиссёр взялся за постановку одноименной повести Ф.М. Достоевского «Кроткая». Репетиции идут с 4 сентября: Достоевский 145 лет назад написал свой «фантастический рассказ» за три недели, а мы должны за три недели спектакль поставить, решил Дель. Премьера назначена на 3 октября.

Родные Пушкин и Достоевский

InfoOrel.ru: Владимир Фердинандович, что привело вас в наш театр?
Владимир Дель: Я просто хорошо знаю театральную жизнь России, бываю на разных фестивалях. Однажды мы познакомились с вашим театром. Во-первых, меня заинтересовали само название и репертуар театра, его творческое содержание. Возникло, что ли, первое ощущение творческого родства с этим театром. «Русский стиль» – это ведь не кокошники на голову надеть, это – как рассказать правду о русской жизни театральными средствами. Русский театр, тем более театр Достоевского, я считаю, – это театр великих страстей, подлинного трагизма, глубокой душевной траты. Очень хотелось бы в постановке уйти от театра музейного, иллюстративного и рассказать историю современную.

InfoOrel.ru: Постановка «Кроткой» в вашем театре уже была, восемь лет назад, тогда режиссёром был ваш сын Илья. Почему решили снова взяться за этот материал?
Владимир Дель: Да, тот спектакль мы показывали в Рязани, в Старой Руссе, на родине Достоевского, ещё в Щелыково у Островского. Есть авторы, которые меня не отпускают. Есть Пушкин, который мне как родной. Мы с ним столько вместе пережили: «Пиковую даму», «Моцарта и Сальери», «Скупого рыцаря», «Пир во время чумы»!.. И эти состояния от встречи с автором – они какие-то благостные, возвышенные – хочется переживать вновь и вновь. Гении вроде Пушкина и Достоевского настолько велики, что дают безграничные возможности режиссёру для личной интерпретации своих произведений. И они позволяют на свои творения взглянуть каждый раз с какой-то другой стороны, позиции. И я готов бесконечно с ними работать. Ещё с Островским, Салтыковым-Щедриным и другими нашими классиками.

Мученики – о мученичестве

InfoOrel.ru: Нет ли у вас ощущения второго входа в реку?
Владимир Дель: С одной стороны, река действительно есть. Она течёт и изменяется. Ведь встречаешься с другими актёрами – вот вы сейчас были на репетиции. Нельзя повторить то, что было раньше – это сиюминутный творческий процесс, который имеет свой путь. В этом, конечно, и радость театра. Здесь, в «Русском стиле, совершенно поразительная атмосфера творчества. Я почувствовал это так: есть открытые двери, открытая душа художественного руководителя (Валерия Симоненко. – Прим. InfoOrel.ru), есть пространство, в котором ты можешь выразить себя. Есть такое высказывание: «Актёры должны быть подобны мученикам, сжигаемым на кострах, они ещё подают нам знаки со своих пылающих столбов». Вход в спектакль связан с самоотречением, готовностью выполнять любой режиссёрский рисунок. Я чувствую доверие, которое мне оказывают ваши актёры, – за это я благодарен Достоевскому. Я считаю, что это дело Божье, и Бог помогает.

InfoOrel.ru: Как и в «Ангеле Ч», у вас в «Кроткой» есть сцены о религиозной стороне бытия. Помнится, критики на «Мелиховской весне» говорили о том, что это тонкая материя, которую надо очень аккуратно переводить на язык спектакля… Что вы об этом думаете?
Владимир Дель: Для меня это органично и связано с православной темой самого Достоевского, который считал. Что единственная сила, преобразующая человека, – это религиозная вера. Кто-то сказал: «театр – это рассказ о чужих грехах», Наверное, и о своих тоже. Мне нужна в актёрах – исповедальность. Главные герои в спектакле хотели счастья, но их погубила гордыня – самый страшный грех. Есть в спектакле темы покаяния и воскрешения. Наша «Кроткая» построена на том, что идёт игра в «живую-мёртвую», длится всё это вплоть, вплоть до самого трагического финала. Но во всём этом есть такая театральная игра – мы предлагаем для этого форму площадного, открытого театра, где артисты выходят и как бы говорят: «Мы сейчас устроим вам представление на тему «Кроткой». И играют они несколько ролей: Лукерья (в исполнении Анны Аленчевой) – пять ролей. И Кроткая (играет Любовь Литвиненко) не погружается в состояние мёртвой и не воскресает – она играет в неё так, как играют дети, спрятавшиеся под одеяло и затаившие дыхание. Такое игровое начало, по моим ощущениям, в этой постановке – это единственно правильный путь.

InfoOrel.ru: И так вы решаете совместить бытовую сторону жизни и мистическую составляющую самой повести?
Владимир Дель: Здесь что происходит? Есть такой библейский миф о встрече демона с ангелом. Демон изначально не хочет уничтожить ангела – он хочет получить от него свет, какую-то правильность. Но в результате он этот свет вымогает, похищает преступным путём. Ангел гибнет, демон повержен. И совершенно страдающим человеком в спектакле предстаёт Закладчик (играет Александр Столяров). И мы совершенно по-другому начинаем смотреть на взаимоотношения мужчины и женщины. Мужское и женское начала стремятся к любви, они хотели бы райской жизни для себя, но в результате получается мучительство, истязания друг друга и гибель. Потом оказывается, что в этой борьбе победителей нет, все мученики и все преступники.

InfoOrel.ru: Вы представляли Липецкий государственный академический театр драмы имени Льва Николаевича Толстого на фестивале в Мелихово. Но многие вас знают именно как создателя авторского театра в Рязанской области.
Владимир Дель: Сначала я служил актёром в Липецком драматическом театре. У меня там были хорошие роли. Но всю жизнь мечтал о своём театре и своём деле. Жизнь так сложилась, что по семейным обстоятельствам я обосновался в Скопине, моём родном городе. И там, во Дворце культуры, в коридоре, отгороженном мешковиной, я обрёл то, о чём мечтал, – театральную свободу и театр-дом. Мы начинали с семейного театра: моя жена Ирина играет на сцене, музыку подбирает, танцы ставит, костюмы делает, за сценографию, рекламу отвечает. Плюс сын Илья, у которого теперь уже самостоятельный творческий путь актёра.  «Преступление и наказание» с его участием – меня и сейчас воспоминания об этом спектакле задевают. Там был Раскольников и три женских роли: мать, сестра и Соня. Это был спектакль о том, что они его любят: он тысячу лет будет убивать, а они тысячу лет его будут любить. Я считаю, за час можно поставить и Достоевского, главное – понять пружину, стихию. Я сейчас с радостью в любом городе, в любом коллективе это поставлю и буду понимать, что я занимаюсь настоящим делом, которое мне совершенно необходимо.

InfoOrel.ru: И работать при этом станете на пределе?
Владимир Дель: Абсолютно! Вы сейчас видите, что репетиции для актёров идут так, что они буквально печёнками играют. Актёра ввести в такое состояние очень трудно: кто-то голос бережёт, кто-то готовится к финальному прогону. Но тут актёры делают всё по совести, с полным напряжением сил. И это человеческое,  личностное присутствие актёров в спектакле дорогого стоит.

Когда директора играют на пределе

InfoOrel.ru: Вашему театру «Предел» уже двадцать шесть лет. Кто сегодня в нём служит, кто составляет его костяк?
Владимир Дель: У меня масса учеников – я работаю с ребятами, они потом разъезжаются, заканчивают известные театральные учебные заведения в Москве, Петербурге, Саратове. Недавно с моими учениками Михаилом Сивориным и Романом Данилиным показали спектакль «Допрос» по Захару Прилепину во всех крупных городах, от Сахалина до Киева. Конечно, хорошо было бы собрать учеников, это была бы труппа одной крови, но каждый ищет своё место, город-то маленький. Есть у меня группа СТД – союза театральных директоров: вот уже в четырёх спектаклях играют только директора средних школ города и учреждений дополнительного образования. Помню, ставили мы «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери. И вот надо было снять видео, как Маленький Принц идёт по пустыне к роднику. Пустыни у нас нет, а родник – в заснеженном лесу. Пошли все вместе и по дороге вдруг начали с горки кататься, и взрослые, и дети – кто на чём. Восторг, такой хороший день!.. Замёрзли, промокли, набрали воды в бутылки, на которых написали «Маленький принц», и вода эта для нас стала всё равно как святая. Потом, в спектакле, в эту воду падал бумажный самолётик, в напоминание о гибели Экзюпери в Средиземном море. И директора доставали эту размокшую бумагу и читали, как от слёз, расплывшиеся буквы: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто помнит об этом…». Это очень интересная городская затея, в которой возникает подлинное единение учителей и их воспитанников. Взрослая группа театра играет «Детектора лжи» В. Сигарева, «Наташину мечту» Я. Пулинович, документальную драму «Гуссенбах – Кучугурки». 
Мы собрали коллекцию неповторимых русских женских нарядов из сёл и деревень Скопинского района. Из одного только села Секирино – только семьдесят, на разные случаи жизни. Надеваем наряды и играем спектакль «Красный угол» – сакаральное действо о судьбе женщины от рождения и до «смертного узла». Сейчас из Санкт-Петербурга приехали – будут про это писать книгу. Ставим детские спектакли – «Большая меховая папа»: ни у кого из ребят, по постановке, нет отцов, и они в течение всего спектакля их ищут, а их нет – они на войне.

P.S. В 2013 году режиссёр Елена Ласкари (студия «Точка зрения») сняла документальный фильм «Дель и его Предел». В сентябре гости телекинофестиваля «Саратовские страдания» и ХХIV Международного кинофестиваля «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге уже увидели, а зрителям XIV фестиваля «Флаэртиана» в Перми ещё предстоит оценить названную картину. Это не парадный фильм о том, какой театр я сделал, признался в беседе Владимир Дель, – это срез русской провинциальной жизни начала XXI века: там много тем и историй о том, как живут местные люди, как пытаются в этой жизни найти зацепку.

Беседовала Ирина Крахмалева,

фото (с репетиции) автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться