Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
Пространства со смыслом: питерская «Метаформа» представила Орлу концепцию мемориального музейного комплекса
Бюро музейной сценографии «Метаформа» (г. Санкт-Петербург) разработало концепцию мемориального комплекса «Судбищенская битва» и музейно-образовательного пространства на базе Орловского краеведческого музея, с включением стрелки на слиянии Оки и Орлика.

Бюро из Санкт-Петербурга имеет определённую методику проектирования: сначала создаётся концепция сценографии, которая даёт цельное представление как об идеологии проекта, так и о всех художественных решениях, инсталляциях и аудиовизуальном контенте. Концепция и становится основой для дальнейшего проектирования и реализации проекта, а планы на его дальнейшую жизнь представлены в стратегии развития. Концепция, предложенная Орлу, признаемся, впечатлила современными и гармоничными решениями (включая световые), а также уважительным отношением к музейному наполнению: экспозиционные формы являются следствием приоритетной смысловой, содержательной части.
Напомним, что в 2025-м будут отмечать 470-летие Судбищенской битвы. Федеральный центр выделил Орловской области субсидию для создания мемориального комплекса «Судбищенская битва». Питерское бюро концептуально соединило основные вехи истории Орловского края XVI века – подвиги защитников Отечества, саму битву 1555 г., а также жизнь и быт Орловской крепости.
Как это может быть реализовано, журналистам и членам учёного Совета Орловского краеведческого музея питерцы показали сегодня, 19 октября, на презентации. Итак, в концепцию включено три раздела:
- Ратный подвиг – для Судбищ;
- Историческое наследие – для ОКМ;
- Земля хлеба, истории, традиций – для территории, где была заложена Орловская крепость.
Единый музейный комплекс подразумевает 4 площадки-локации. Это поле Судбищенского сражения (в Новодеревеньковском районе), объект культурного наследия федерального значения «Торговые ряды» в Орле, околомузейное пространство – сквер Богоявленской площади, на слиянии Оки и Орлика, и памятник археологии «Орловский детинец». Все части комплекса можно воспринимать автономно, но в то же время обнаружить их взаимодополняемость. Судбищи с Орлом точно свяжут в микротур. Объекты будут рассчитаны на все возрастные слои, на индивидуальный и групповой туризм.
Предметным ядром при экспонировании выбраны артефакты, найденные во время археологических раскопок на указанных местах (наиболее ценные из них уже переданы в фонды Орловского краеведческого музея).
Указано, что «целью создаваемого мемориального комплекса является сохранение, актуализация и популяризация исторического и культурного наследия Орловского края как важнейшего рубежа на пути формирования российской государственности, актуализация значимости духовно-нравственных и социальных ценностей, повышение уровня общественной осведомленности о ключевых событиях отечественной истории для обеспечения формирования конструктивной гражданской позиции и её проявления в различных сферах жизни общества».
«В Орле, с музейной точки зрения, уникальная ситуация. Когда мы имеем возможность смысловую часть ставить впереди строителей. Поэтому те смыслы, которые мы с коллегами обсуждали в мае на проеткном семинаре, мы можем закладывать на старте. Надеюсь, что дальше так будет и удастся добиться реализации проекта максимально близко к замыслу», – начала Виктория Тарасова, творческий директор, эксперт, куратор проектов «Метаформы».
Контракт состоял из концепции сценографии и концепции развития проекта. Перед созданием концептуальных решений разработчики провели анализ значимых объектов культуры, инфраструктуры, анализировали туристические потоки на уровне ЦФО.
Вот некоторые элементы предварительной концептуальной функциональной структуры «Детинца»: декоративные дорожки, открытая экспозиция, зоны для фестиваля, археологические окна, экспозиция «Средневековый уличный Орёл», инсталляции в арках Красного моста, пешеходные мосты, велопарковки, туалеты (вот, даже до стадии проекта учтено! – воскликнули бы довольные таким подходом орловцы).
На территории археологического памятника в Судбищах бережно сохраняется ландшафт, предусмотрены мемориальный знак, гостевые дома и парковки, «зелёная школа», арт-деревня. В визит-центре не будет основной музейной функции, акцент сделан на интерактиве, а на самом поле битвы площадка будет создана под иммерсивное действо.
ОКМ – сюда включили издательство, открытое и закрытое фондохранилища, музейно-просветительский центр, центр музейной педагогики, музейную библиотеку, рекреационное пространство, цифровые мастер-классы. При этом предусматривается, что на мастер-классах смогут научить юных посетителей производить контент для музея, реализовывать здесь тематические творческие проекты. То есть музейная функция будет усилена новыми форматами.
«Функционально-планировочные решения носят предпроектный характер, но уже понятно, как это можно реализовать. Важно, что структура не только функциональная, но и идеологически наполнена, а строилась она от нарратива, от смыслов – чему посвящено повествование. Идеологическая часть – это подходы к сценарной и художественной части концепции. Это будет Орёл разного времени, в разные периоды, будет подчёркнута связь с Судбищенской битвой, с формированием российской государственности, отдельные залы – представим тоже, как тематические слои, – например, влияние Дома Романовых на Орловский край. Темы были распределены внутри пространства. Около 2,5 тысяч кв. м. – экспозиционные площади самого краеведческого музея», – заметила В. Тарасова.
В настоящее время бюро работает над семью тысячами квадратных метров новой экспозиции «Планета Океан» для калининградского Музея Мирового океана, проектированием музея современного искусства «АММА» в Норильске, обновлением Курского областного краеведческого музея. Музей Земства в Крапивне, визит-центр «Ясная Поляна» в Туле – ближайшие к нашему региону уже успешно реализованные проекты.
«Архитектурное решение не входило в контракт, но хотелось задать идеологию и архитектуре – чтобы скрытые внутри нарративы отражались и снаружи», – завершила презентацию В. Тарасова.
В бюро надеются, что, пройдя законные конкурсные процедуры, смогут приступить и к проектированию объектов. На работу по реализации замыслов себе заложили бы от 1,5 до 3 лет. Говорили о том, что важна стадия управления проектом и производственная база, налаженная под индивидуальные экспозиционные форматы.
«Предстоит передача здания Торговых рядов и территории Судбищенской битвы в собственность Орловской области – пока будем рассматривать их как филиалы Орловского краеведческого музея, но, возможно, и федерального значения в дальнейшем. Это, наверное, центральный музейный проект на ближайшие пять лет. Он поддерживается Министерством культуры РФ, Правительством РФ. Важно реализовать идею в полном объёме. Это такая мечта, которую, уверен, все вместе реализуем: будем её поддерживать, ничего невозможного не бывает», – подвёл черту обсуждению концепции будущего музейно-образовательного комплекса Дмитрий Моисеев, директор ОКМ.
Ознакомиться со слайдами концептуальных решений (оформлена и айдентика музейно-исторического комплекса) бюро «Метаформа» можно на странице сайта Орловского краеведческого музея.
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/prostranstva-so-smyslom-piterskaya-metaforma-predstavila-orlu-koncepciyu-memorialnogo-muzeynogo-kompleksa.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.