3 декабря 2010 в 13:22 1431 2
Культура

Польский джаз в Орле: музыка оказалась сильнее музыкантов

29 ноября на сцене театра «Свободное пространство» для орловских слушателей играл уникальный, как было заявлено организаторами, джазовый дуэт «EXTRAORDINARY DUET» из Польши. Впечатления от выступления поляков остались противоречивые.

Мы не поняли их, потому что они не поняли нас?

Много раз слышала фразу о том, что один славянин обязательно поймёт другого, независимо от языковой и культурной принадлежности обоих, и могу подтвердить, опираясь на собственный опыт, что так оно и есть.  Другое дело, когда в процесс взаимопонимания «вмешивается» третий, но «не лишний», - язык культуры. Здесь явно требуется нечто большее, чем активная интерпретация особенностей менталитета. Размышления в таком духе навеял случившийся в понедельник концерт.

Для орловцев выступали вокалист, перкуссионист и композитор Йоргос Сколиас (Jorgos Skolias) и Бронислав Дужы (Bronisław Duży), инструменталист, аранжировщик, композитор. Дуэт действительно уникальный, тут организаторы - орловский театр и Польский центр в Москве - ни капли не слукавили.

Йоргас, уроженец Польши с греческими корнями, начал свой творческий путь в блюзе и роке около 40 лет назад, с 90-х годов - вокалист джазовых коллективов, имеющий уникальную технику звучания голоса. Сочетая мотивы блюзы, джаза, рока и этники (от Греции до Африки и Индии) со старинными вокальными техниками и собственными находками, Сколиас завоевал в кругах любителей нестандартной музыки репутацию полуалхимика-полушамана, стопроцентного авангардиста.

Бронислав Дужы, выпускник и ныне преподаватель кафедры джаза  Музыкальной академии в Катовице, известен своей виртуозной техникой игры на тромбоне, многие годы возглавлял специализированный хит-парад «Jazz Top» в категории тромбона.

На творческом вечере в Орле музыканты представили авторские композиции из альбомов «Do it» и «Skolias-Duzy» - джазовые стандарты и импровизации межконтинентального характера. И даже привезли с собой несколько дисков, которые можно было приобрести.

Концерт открылся небольшой аннотацией художественного руководителя «Свободного пространства» А.А. Михайлова и сулил приятное времяпрепровождение в атмосфере польского джаза. Однако, лично мои ожидания не оправдались. Обыкновенно зритель-слушатель улавливает музыку на концерте вкупе с движениями личности создателей и/или исполнителей этой музыки - в этом ведь и состоит удивительный феномен энергетического и информационного обмена между теми, кто находится по разные стороны от сцены.

И вот вышли они - один в волшебных позванивающих ботинках, другой - с «яблоком», средством для перкуссии. И стали общаться с залом - на смеси русского, английского и польского языков. В плане языковом их речь была доступна для понимания всем без исключения. Но вот эмоциональный диалог явно не клеился.

Контакта с публикой у поляков не получилось. То ли причина в том, что люди пришли на другой джаз, то ли в том, что музыкантам было всё равно, что ожидает услышать аудитория... Кроме того, помещение театра было слишком велико для той атмосферы, что пыталась создать... музыка. Именно музыка, а не сами музыканты. Она настойчиво пробивала свой путь к сердцам тех, кто хотел её слушать, и в итоге «попала» в цель. Впрочем, попадание было явно не массовое: это был один из немногих джазовых концетов в Орле, который поделил публику на тех, кто прочувстовал и одобрил польское творчество, и тех, кто его категорически не принял.

Увы, я оказалась в числе непринявших. Для меня действо получилось невнятным и скучным, но сама музыка всё же побудила интерес разгадать почерк этих не понятных мне поляков. Вот почему после концерта я решила: если гора не идёт к Магомеду, то Магомед пойдёт к горе. Благо у меня было несколько mp3-записей - их я прослушала уже спустя пару дней после того выступления. И вот тут музыка выстрелила, что называется, в точку, она показалась необыкновенной, затягивающей, погружающей в особый мир, созданный, теперь я твёрдо убеждена, двумя необычайно талантливыми людьми, и мир этот разгадать не так просто, но тем увлекательнее шаги в данном направлении.

Музыка оказалась сильнее музыкантов, её создавших. Может быть, на концерте мы не поняли их, потому что они не поняли нас? Что ж, и такое бывает. Лишний повод задуматься о том, как сосуществуют личность творца и его творения.

Ирина Крахмалева, www.infoorel.ru

фото и видео автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


  • Hell
    Спасибо, замечательная и интересная статья! Хотела сама сходить, очень люблю польскую культуру, но не получилось.
    Друг рассказал практически тоже, что и автор. Но добавил, что им бы выступать в кабачке или клубе. Не по уровню, а по аудитории, камерности. И сами личности музыкантов, их шутки пришлись не по душе.
  • greenka
    Цитата Hell:
    И сами личности музыкантов, их шутки пришлись не по душе.
    более того, нам показалось (да и не только нам, как выяснилось на следующий день), что музыканты вышли на сцену "под градусом"...
    ну и за "африканскую" композицию им большой минус. нельзя превращать концерт в кабацкую пошлость.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться