21 сентября 2023 в 13:29 2272 0
Культура

«Песок и кровь» выставка офортов и литографий Франсиско Гойя и Пабло Пикассо в ОМИИ

Выставка «Песок и кровь» представляет работы двух великих испанских художников Франсиско Гойи и Пабло Пикассо, посвященные удивительной испанской традиции и пленительному искусству корриды.

Франсиско Гойя и Пабло Пикассо занимают особое место в искусстве и как великие художники, и как великие знатоки истории и мира корриды. Их творения как в живописи, так и в графике, запечатлевшие грандиозное национальное празднество, сродни глубокой поэзии родной страны, одному из вечных лиц Испании.

Брызги восторга и всполохи песка, обагренные кровью, стали для них художественным мотивом воплощения испанского национального духа. Впечатляющие изгибы арены, ослепительное солнце, отбеливающее песок, игры теней и огней, наряду с танцем смерти, слава и трагедия остались на века запечатленными в великих работах их великих создателей.

Но все же коррида Гойи и коррида Пикассо — это два мира. Для первого важны историзм и правдивость с практически фотографическим воспроизведением событий. Для второго — символическая ценность происходящего на арене, в большей степени отражающую мистическую связь главных действующих лиц.

Гойя переносит зрителя непосредственно в гущу событий, заставляя стать свидетелем триумфа победы и величия поражения. Пикассо наслаждается поиском грациозности тореадоров и величественной стати быков, создавая собственный репертуар экспрессивных форм.

В 1814-1816 годах в перерывах между работой над офортами из знаменитой серии «Бедствия войны» 60-летний Гойя обращается к теме корриды, создавая серию офортов, вошедшую в золотой фонд мирового изобразительно искусства под названием «Тавромахия». В ней художник уходит от привычного в то время изображения корриды красочным и ласкающим взор представлением. Будучи близко знакомым с целым рядом выдающихся тореадоров, хорошо видя и отчетливо осознавая оборотную сторону действа, Гойя сосредотачивает свое внимание на передаче жестокости, откровенности и драматичности зрелища.

Его работы, демонстрируемые на выставке, сплетая воедино победителя и побежденного, преисполнены величественного напряжения развязки этого яркого и страстного, но все же пасадобля смерти. Гойя наполняет свои сюжеты правдой и точностью, скрупулёзностью отработки всех деталей, создавая в конечном итоге монументальные героические полотна в миниатюре, где действующими лицами произведений становятся яркие исторические личности.

В 1959 году 80-летний Пабло Пикассо создает в целой серии рисунков свою мистерию любви и смерти. В корриде, как в действе, Пикассо видел совершенное воплощение пластики человеческого тела, восхищаясь матадорами, быка же представляя сущим воплощением стихийных сил природы.

В этих работах Пикассо, значительная часть которых представлена на выставке, тема единоборства постепенно приобретает характер драматургии, а сам представленный трагически-праздничный ритуал игр с быком обретает глубокий философско-психологический смысл народной традиции. У Пикассо есть сто, тысяча точек зрения, чтобы увидеть корриду и передать ее напряжение зрителю. Он не только меняет точку наблюдения, но меняет свою технику, умножает аспекты шоу, придавая ему личную эмоцию, настолько же сильную и настолько же очевидную, заставляя быков, матадоров, пикадоров перебираться с арены на поверхность листа и застыть, как в скульптурных формах.

Его рисунки настраивают забыть о материальных аспектах корриды. Тонкие и изящные линии, или нарочито крупные мазки кистью, кажущиеся небрежно брошенными на лист, внезапно фиксируются на бумаге, чтобы отныне быть вечными. Будь-то черно-белые или цветные они будут нести и образ быка — внутреннего двойника художника, и модели — человека, который спускается на арену за немеркнущей в лучах славы победой.

Экспонируемые на выставке более 130 офортов и литографий Франсиско Гойи и Пабло Пикассо — двух ярких сыновей своей родины, навеки обрученных с ее историей, культурой и традициями, раскрывают нам в XXI веке этот удивительный мир культа быка и корриды, где властвуют азарт и риск, свет и тени, эмоции и страсти, победа и поражение, погоня за жизнью и всегда остающиеся на арене ПЕСОК И КРОВЬ...

Выставка работает с 29 сентября по 26 ноября 2023 года.
Открытие выставки — 29 сентября в 15 часов.

Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29, Тел.: 76-05-86, 76-27-41
Часы
работы: с 10.00 до 17.00
Выходной — понедельник.

Для аудитории 12+


Источник: Орловский музей изобразительных искусств
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться