10 сентября 2020 в 15:32 4954 2
Культура

«Пасхальный день земли Орловской...»: в Бунинке почтили память священномученика Кукши

День памяти покровителя Орловской митрополии книжной отметили выставкой в отделе краеведческих документов Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки им. И.А. Бунина.

Фото: InfoOrel.ru

Решение о почитании святого Кукши как просветителя и крестителя вятичей Орловского края было принято в Орловско-Ливенской епархии в 2009 году по благословению Архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона. С этого времени 9 сентября каждого года – в день памяти святого – в монастыре проходят Архиерейские Богослужения при участии большого числа духовенства митрополии. Также проводятся праздничные мероприятия и крестные ходы. Приняв монашество в Киево-Печерском монастыре, преподобный Кукша вместе со своим учеником Никоном в начале XII века пришел с христианской проповедью к вятичам. Из Печерского патерика известно, что его проповедь сопровождалась великими знамениями и многими чудесами, за которые он подвергся жестокому преследованию и был убит. У места кончины святого на территории Мценского района создан монастырь.

На выставке (12+) представлены книги и публикации из периодической печати о почитании Кукши как покровителя епархии, о житии священномученика и монастыре его имени, материалы об общеепархиальном праздновании памяти святого. Особый интерес вызывает книга «Апостол вятичей» (Орел, 2013) священника Игоря Чистюхина. Это глубокое историческое исследование. Помимо жизнеописания, оно содержит карту, изображающую путь Кукши в вятичи, место стоянки и убиения святого, фотографии его икон. Книга написана живым языком и будет интересна всем читателям.

В экспозиции представлено издание «Паломничество Великой княгини Елизаветы Федоровны в Орловскую и Калужскую губернии» (Нижний Новгород, 2012). В нём отражен материал о праздновании 800-летия со времени кончины святого Кукши в 1913 году, прибытии в Орёл на торжество Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, праздничных церковных богослужениях в Петропавловском кафедральном соборе и Введенском женском монастыре, молебне на кадетском плацу.

Сборник материалов научно-практической конференции «Креститель Центральной России» (Орел, 2013), вышедший в преддверии празднования 900-летия мученической кончины святого Иоанна Кукши, посвящен его миссионерской деятельности и истории современного почитания.

Об образе преподобномученика Кукши в литературе и искусстве знакомит публикация кандидата искусствоведения, эксперта Росохранкультуры М.А. Комовой (Орловский военный вестник, 2013, № 9).

Представлена публикация заместителя директора Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС, профессора, доктора исторических наук, заслуженного работника культуры Российской Федерации В. А. Ливцова в краеведческом альманахе «Мценское наследие» (2014, вып. 1) о подвиге первосвятителя.

Выставка предназначена для учащихся, студентов разных специальностей и всех, кто интересуется историей православия на Орловщине. Она продлится до 30 сентября.


Источник: Орловская областная научная универсальная публичная библиотека им. И. А. Бунина
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


  • Флеш-рояль
    Цитата :
    Особый интерес вызывает книга «Апостол вятичей» (Орел, 2013) священника Игоря Чистюхина. Это глубокое историческое исследование. Помимо жизнеописания, оно содержит карту, изображающую путь Кукши в вятичи, место стоянки и убиения святого, фотографии его икон.

    Вятичи постепенно заняли огромную площадь нынешних Брянской, Орловской, Калужской, Юга Московской, Тульской, Воронежской, Липецкой, а позже и Рязанской областей. Здесь основываются города Дедославль (предположительная столица вятичей — севернее Тулы), Брянск, Карачев, Козельск, Севск, Кром, Мценск, Новосиль, Елец. Тогда в центре этой территории располагался гигантский «Оковский лес». По данным антропологов, в то время сложился и внешний вид вятичей — это были рослые люди с высокими узкими лицами и крупными носами.

    Живя в лесах, вятичи надолго сохранили свои языческие традиции. У них процветало, как указывает летописец, сквернословие и многожёнство, с умыканием невест по сговору на игрищах между сёлами. Ели они «всё нечисто». Мёртвых сжигали (есть свидетельства, что с мёртвыми мужчинами могли сжечь и его любимую жену) и хоронили в курганах, которые являлись их капищами, где они приносили жертвы. Какие это были жертвы, мы достоверно не знаем, но по свидетельству летописей и на основании археологических исследований в Европе можно утверждать, что повсеместно приносились кровавые жертвы животных и даже людей.

    В 1113 году архиепископа Иоанна сменил святитель Феоктист, в прошлом игумен Киево-Печерского монастыря (с 1103 по 1113 годы), ближайшим сподвижником которого и был Кукша (iv). Видимо, миссионеры отправились в путь из Чepнигова — по реке Десне. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населённые племенами северян, миссия достигла пределов вятичей вблизи Брянска.

    В западных уездах Орловской губернии было записано древнее предание о «великом муже» Куке. Перед ним расступались леса и горы. Он передвигал реки и озёра.

    в числе обожествляемых стихий была вода, олицетворяемая в образе Купалы, а все озёра и реки, по представлению наших предков, были наполнены низшими божествами, носившими общее название «водяных». В них и топили в качестве жертвы, привязав камни к ногам, живых людей. Таким образом, иссушённое святым Кукшей озеро имело для вятичей религиозный характер.

    Язычники начали креститься. Но далее в Киево-Печерском патерике читаем, что святой «по многих муках усечен бысть со своим учеником Никоном». Так как святой Симон не называет Никона священномучеником, то следовательно он не имел священного сана, а был послушником или келейником Кукши.

    По преданию, для молитвы Кукша в 12 километрах от Мценска, по направлению к Болхову, около правого берега Оки, в лесу на косогоре в 1,5-2 верстах от деревни Карандаково, поставил скитский дом, а рядом сам выкопал «Богомольный» или «страдальческий святой» колодец. В начале 20 века местные жители говорили, что «Кукша жил в этих местах», и кровь пролил в полуверсте от колодцев в лесу при большой дороге у болота, берега которого постепенно сужались. Видимо, августовской ночью язычники напали на миссионерский стан, подвергли иноков мучениям, а затем святой Кукша был отведён в сторону, и у болота обезглавлен — мечом «усечен бысть с учеником своим».

    И были предки Орловцев людоедами - дикарями , пока святой
  • Флеш-рояль
    Не обратил их в христианскую веру ...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Мы используем сервис „Яндекс.Метрика“, который использует файлы „cookie“. Подробнее здесь
Вход
Регистрация
Восстановление пароля

Пожаловаться