Росто
9 июня 2020 в 16:54 1668 0
Общество

Орёл отреагировал на обрушение железнодорожного моста на реке Коле в Мурманской области

Публикуем открытое письмо. Оно было отправлено в Центральный аппарат МЧС и в ГУ МЧС России по Мурманской области с целью принятия ведомством мер по недопущению схожих бедствий, а также для грамотной восстановительной работы на месте ЧП.

Фото: «Мурманский вестник»

Открытое письмо

Дремучее невежество или разрешенное вредительство?

Через два дня после разрушения железнодорожного моста в Мурманске в редакции ИА «Инфо-Сити» собралась группа участников общественного объединения «Дорога – 450» – инженеров, много лет занимавшихся комплексом работ по проектированию, строительству и научным исследованиям мостов. Каждый из них, а также редактор, изучили материалы в СМИ, в подробностях сообщивших о несчастье Заполярья. Опубликованные фото- и видеоматериалы позволили оценить произошедшее с технической точки зрения. После двух часов совместного изучения опубликованной информации остался неразрешённым вопрос, вынесенный в заголовок письма. Вот что позволило инженерам поставить перед собой данную дилемму.

Разрушение моста на составные части произошло из-за крена третьей опоры, который, в свою очередь, был вызван размывом под мостом, в большей степени местным, у этой опоры. Крен опоры произошёл в верховую сторону, что означает следующее: воронка местного размыва углубилась ниже подошвы фундамента и распространилась под него. Как могло это произойти у сооружения, находящегося в постоянной эксплуатации и капитально отремонтированного пять лет назад?

Все мосты, а на железных дорогах в первую очередь, являются объектами транспортной безопасности – они подлежат регулярным текущим, периодическим и специальным обследованиям, в том числе промерам глубины воды в подмостовом пространстве в целом и в частности – у опор. Кроме того, исследование состояния дня реки, в особенности у промежуточных опор, должно было быть сделано при проектировании капитального ремонта моста (предпроектное обследование) и после его проведения.

За сто лет службы моста до его недавнего ремонта (Железная дорога на участке Мурманск – Архангельск – была построена в 1915-16 гг.) паводки на реке Коле были всякие, допускаем, не меньшие, чем нынешний, но подмыва опор, повлекшего за собой обрушения пролётных строений, не случилось. Почему же теперь это произошло?

Инженеры «Дороги – 450» полагают, что во время ремонта 2014 года не были исследованы воронки размыва у опор, и эти места не были должным образом укреплены. Мало того, в подмостовом пространство могли оставаться части временных грунтовых дорог, устроенных в технологических целях; в таком случае живое сечение потока могло уменьшиться, и, как следствие, увеличилась скорость его протекания, что в свою очередь повлекло увеличение воронки размыва.

Направление набегания потока на опору также влияет на размыв. Если это направление совпадает с продольной осью опоры, размыв будет минимальным – в противном случае он увеличивается. В данном случае мероприятие, проведённое службой эксплуатации дороги за два дня до обрушения – увеличение конуса левостороннего устоя (в верхнем бьефе), превратило его в подобие грушевидной дамбы, меняющей направление набегания потока: возникает острый угол, расчётная ширина тела опоры увеличивается, что влечёт за собой увеличение воронки.

Существенное увеличение размыва произошло, вероятно, во 2-м и 3-м пролётах также из-за пересыпки первого пролёта камнем (показано на видео с места ЧП): живое сечение могло уменьшиться на треть. Отрицательную роль сыграла и отсыпка нескольких вагонов камня в реку. Третью опору (она и накренилась) это никак не укрепило, так как ссыпаемые камни в очень незначительном объёме могли попасть в воронку при таком способе разгрузки – фронтом, шириной кололо 20 метров, вместо точечного направления посредством желоба или экскаватора. Наоборот, камень лишь ещё уменьшил живое сечение и, отнесённый течением к низовой стороне моста, увеличил подпор перед мостом и, как следствие, воронку размыва у 3-й опоры.

Обратило на себя внимание поведение рабочих и начальников во время обрушения пролёта. Судя по их реакции (показано в видео), на их глазах происходило не бедствие федерального масштаба, а будничное событие. Среди этих людей наверняка есть члены мостовой бригады по содержанию сооружения, мастер, а может, и заместитель начальника дистанции по искусственным сооружениям. Этим людям ведь придётся отвечать за случившееся, в поведении их в этот момент нет даже намёка на тревогу…

Удивление вызывает и якобы принятое решение перекрыть реку одним 110-метровым пролётом. Существующие балки совсем новые, а из опор ремонта требует лишь одна. Очевидно, что экономически и технологически лучшее решение – починить мост.

Строительство же нового моста, мало того, что дороже, сложнее технологически и более трудоёмко, но самым отрицательным образом повлияет на добросовестное отношение к делу (укоренится принцип: делай как зря, не старайся – на худой конец новое построят).

Вот почему мы так назвали своё открытое обращение. Выводы на основе изложенного:

  • если на железной дороге мостовые бригады, мастера и ИТР состоят из невежд, то надвигается большая беда, и руководству РЖД надо что-то с этим делать, причём срочно;
  • если руководство РЖД по умолчанию разрешает происходить событиям, аналогичным ситуации в Заполярье, думать над действиями уже следует Правительству РФ;
  • если всё спустится на тормозах, хорошего не жди – может случиться обрушение на каком-то другом мосту, и вероятность того, что в момент прохождения по нему пассажирского состава, только возрастает…

P.S. По сообщениям СМИ, 7 июня в Красноярском крае ливнями разрушено три моста. Что ещё нужно подтверждать?..

Письмо подписали инженеры Общественного объединения «Дорога – 450» (В.А. Надуткин, Н.Г. Костомаров, В.П. Павликов) и главный редактор ИА «Инфо-Сити» И.В. Крахмалева. Оригинал документа, отправленного адресатам накануне, имеется в редакции.

P.P.S. Причинами обрушения моста в Мурманской области секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев назвал недостаточный контроль за состоянием сооружения и несвоевременный ремонт.


Источник: ИА «Инфо-Сити» (InfoOrel.ru)
© ИА «Инфо-Сити»

Добавьте «ИнфоОрел» в ваши источники в Яндекс.Новостях

И читайте наши новости первыми


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться