16 февраля 2021 в 11:16 2882 0
Культура

Орёл Лескова: к 190-летию писателя

Сегодня, 16 февраля, исполнилось 190 лет со дня рождения Николая Семёновича Лескова. Сотрудники Дома-музея писателя подготовили материал о местах родного города, ставших знаковыми в жизни и творчестве классика.

Орёл «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город».

(Н.С. Лесков. Б/п заметка. г. «Новости и биржевая газета») …

Дом в Орле

«Мы были с Голованом соседи. Наш дом в Орле был на Третьей Дворянской улице и стоял третий по счету от берегового обрыва над рекою Орликом. Место здесь довольно красиво. Тогда, до пожаров, это был край настоящего города. Вправо за Орлик шли мелкие хибары слободы, которая примыкала к коренной части, оканчивающейся церковью Василия Великого. Сбоку был очень крутой и неудобный спуск по обрыву, а сзади, за садами, – глубокий овраг и за ним степной выгон, на котором торчал какой-то магазин. Тут по утрам шла солдатская муштра и палочный бой – самые ранние картины, которые я видел и наблюдал чаще всего прочего». (Н.С. Лесков. «Несмертельный Голован») «…рано утром я сходил на Орлик, выкупался, посмотрел на старые места, вспомнил Голованов домик…»

(Н.С. Лесков. «Несмертельный Голован»)

Городской сад

«Помню роскошный, теплый вечер, который мы провели с дядей в орловском «губернаторском » саду…»

(Н.С. Лесков. «Несмертельный Голован») …

Полесская («Полешская») площадь

«На светлом окне серого домика на Полешской площади "сожженного" города Орла в один прекрасный день совершенно для всех неожиданно появились два чучела: одно было красный петух в игрушечной каске, с золочеными игрушечными же шпорами и бакенбардами; а другое – маленький, опять-таки игрушечный же козел с бородою, покрытый черным лоскутком, свернутым в виде монашеского клобука. Козел и петух стояли друг против друга в боевой позиции, которая от времени до времени изменялась. В этом и заключалась вся штука. Смотря по тому, как стояли дела князя с архиереем, то есть: кто кого из них одолевал…, так и устраивалась группа. То петух клевал и бил взмахами крыла козла, который, понуря голову, придерживал лапою сдвигавшийся на затылок клобук; то козел давил копытами шпоры петуха, поддевая его рогами под челюсти, отчего у того голова задиралась кверху, каска сваливалась на затылок, хвост опускался, а жалостно разинутый клюв как бы вопиял о защите.

Все знали, что это значит, и судили о ходе борьбы по тому, "как у Шульца на окне архиерей с князем дерутся".

Это был первый проблеск гласности в Орле, и притом гласности бесцензурной».

(Н.С. Лесков. «Мелочи архиерейской жизни»)

Мужской монастырь

«По отцу моему, происходившему из духовного звания, я бывал у некоторых орловских духовных и хаживал иногда по праздникам в монастырскую слободку…»

«Благодаря орловской Монастырской слободке я знал, что среди страдающего и приниженного духовенства русской церкви не все одни "грошевики, алтынники и блинохваты", каких выводили многие повествователи, и я дерзнул написать "Соборян"».

(Н.С. Лесков. «Мелочи архиерейской жизни»)

«А на кулачки биться мещане с семинаристами собирались или на лед, на Оке, под мужским монастырем, или к Навугорской заставе; тут сходились и шли, стена на стену, во всю улицу. Бивались часто на отчаянность. Правило такое только было, чтобы бить в подвздох, а не по лицу, и не класть в рукавицы медных больших гривен. Но, однако, это правило не соблюдалось».

(Н.С. Лесков. «Грабёж»)

«Тургеневский бережок»

«И вот, чтобы «тургеневское дитя свежим воздухом дышало», крепостная «мамка» и француженка - гувернантка в «красные дни» в «колясочке» привозили его в городской сад, на последнюю дорожку, что на бережку, над самой Окою. Отсюда знаменитое дитя окидывало своими глазами небо и землю, и, может быть, здесь же было бы хорошо поместить памятный знак с обозначением, что в Орле увидел свет Тургенев, пробуждавший в своих соотечественниках чувства человеколюбия и прославивший свою родину доброю славою во всем образованном мире. Во всяком случае я желаю обратить внимание орловского общества на этот “Тургеневский бережок”».

(Н.С. Лесков. Тургеневский бережок (Письмо в редакцию))

Гимназия

« Меня в это время отвезли в Орёл и определили в первый класс Орловской гимназии». ( Н.С. Лесков «Автобиографическая заметка»).

«Так, в Орловской гимназии, где я учился, классные комнаты были до того тесны, что учителя затруднялись найти ученику, отвечающему урок, такое место, до которого бы не доходил подсказывающий шёпот товарищей, духота всегда была страшная, и мы сидели решительно один на другом».

(Н.С. Лесков «Заметка о зданиях»)

Троицкое кладбище

«Она нас водила гулять на кладбище к Троице, садилась здесь всегда на одну могилку со старым крестом и нередко что-нибудь мне рассказывала».

(Н.С. Лесков «Тупейный художник»)

Церковь Михаила Архангела

«…в приходе Михаила Архангела, у купца Акулова были «бедные столы». На дворе, на досках дымились большие липовые чаши с лапшой и чугуны с кашей, но с хозяйского крыла раздавали по рукам ватрушки с луком и пироги. Гостей набралось множество, каждый со своей ложкой в сапоге или за пазухой. Пироги оделял Голован. Он часто был зван к таким «столам»…потому что был справедлив… и … знал, кто какого пирога стоит – с горохом, с морковью или с печёнкой».

(Н.С. Лесков «Несмертельный Голован»)

Улица Болховская

« Губернатор ехал от себя с горы, по Болховской улице вниз. Он имел, вероятно, намерение пронестись мимо окон гимназии, чтобы там его увидали и заранее уже содрогнулись. Он благополучно обскакал «дом дворянства» и без всякого для себя вреда повернул вниз за угол…»

(Н.С. Лесков «Умершее сословие»)

«Самый лучший часовщик у нас немец Керн почитается, у него на окнах арап с часами на голове во все стороны глазами мигает. Но только к нему через Орлицкий мост надо на Болховскую ехать…»

(Н.С. Лесков «Грабёж»)

Ильинская площадь

«Раз одному соседу старику, который «зажился» за семьдесят годов и пошёл в летний день отдохнуть под куст чёрной смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч. Потом её на Ильинке (на площади) «палач терзал». Она была молодая, и все удивлялись, какая она была белая».

(Н.С. Лесков «Как я учился праздновать»)

Дом-музей Н.С. Лескова


Источник: ИА «Инфо-Сити», www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться