18+ 28 октября 2014 в 14:57 1415 0
Культура

Орловский поэт поучаствовал в XIV Форуме молодых литераторов России и зарубежья

Орловский поэт Антон Бушунов по итогам XIV Форума молодых писателей, поэтов, прозаиков, авторов детской литературы, драматургов, сценаристов и литературных критиков России, стран СНГ и зарубежья, который проходил 19-25 октября в пансионате «Звенигородский РАН» под эгидой Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, с участием Министерства культуры и Министерства иностранных дел РФ, номинирован на столичные публикации и именную стипендию Министерства культуры РФ.

Уже седьмой раз он, пройдя жёсткий отбор, участвовал (только однажды, в 2012 году, отказавшись от приглашения из-за поездки по тургеневским местам Германии) в названном масштабном мероприятии международного уровня. Этот год был отмечен особой интернациональностью, что не может не радовать на фоне современных мировых процессов. В числе участников – представители Германии, США, Румынии, Австралии, Киргизии, Узбекистана, Молдовы, Украины, Татарстана, Армении, Грузии, Беларуси, Азербайджана, Эстонии; очень широко представлена карта России.

Если учесть, что 175 участников были распределены по 15 семинарам, руководили которыми ведущие поэты, писатели, критики и зачастую по совместительству главные редакторы толстых литературных журналов, а конкуренция, как практически всегда в творческой среде, была довольно серьёзная, то подобное внимание к орловскому автору и поощрение его творчества можно считать серьёзной победой. Показательно и то, что организаторы Форума включили Антона Бушунова в составе ещё восьми участников в работу круглого стола «Поэт в современном мире», проводил который в первый же день работы Форума известный телеведущий, поэт, доктор филологических наук, кандидат исторических наук Игорь Волгин. Заявленная проблема практически неразрешима по многим причинам: тут и публичное одиночество, которого требует творчество, но которому сопротивляется социально-бытовая обстановка, и некая вневременная природа истинного искусства, что провоцирует непонимание, а иногда жёсткое неприятие современников, и информативная распылённость современного человека, клиповое сознание которого мешает составить не только картину лирического бытия, но и картинку собственного быта. Но на круглом столе прозвучали, кроме того, мысли о том, что сетевая литература авторов не воспитывает, а уводит в мир поделок, создавая иллюзию собственной одарённости, противопоставляя гигантское количество зачастую ничтожному качеству, что может в итоге сбить все аксиологические ориентиры начинающих литераторов. Молодые авторы интересовались, почему цеховое мнение известных авторов выступает в качестве мерила ценности литературной продукции, а они не могут претендовать на признание, даже имея армию поклонников. Классический спор отцов и детей, осуществлённый в рамках особой тематической конкретики. Кстати, Бушунов в Сети свои произведения никогда не размещал и пока не собирается – слишком трудно они даются, оформляясь в целостность порою на протяжении нескольких лет.

Отдельный разговор развивался вокруг проблемы верлибра, его соотнесения с прозой и новых форм существования. Действительно, занимаясь более 10 лет поэзией, Антон Бушунов с удивлением обнаружил у себя тягу к этим новым поэтическим формам и литературным родам. Его семинаром руководили главный редактор единственного в России чисто поэтического журнала «Арион», известный верлибрист Алексей Алёхин и главный редактор журнала с богатейшей историей «Новый мир», один из самых оригинальных поэтов современности Андрей Василевский, которые высоко оценили многие произведения орловского поэта. Например, сдержанное изящество оригинального пятистишия, соответствующего поэтической мысли, а заодно и реальности, о которой мало думают, пока не обнаружат отражённой творческим сознанием:

нет ничего

деликатнее

настенных часов

они начинают тикать

только когда проснёшься

Эта интерьерная восточная стилизация обратила на себя внимание вместе с психологической урбанистической картиной. Классический четырёхстопный ямб с чередованием мужской и женской рифмы, подчинённый приёмам метонимии и антитезы, неожиданно воссоздаёт не только трагедию человека, но и срез социальной действительности:

Промчалась музыка в машине

обрывком радости чужой,

взметая драный целлофан

вдоль придорожной полосы,

тревожа губы человека,

на откровенный разговор еле идущего.

Хотя, конечно, орловский автор никогда не думал уходить в модные техники ради престижа, главное – погружение в материал, знание и узнавание. Этой классической традиции вполне соответствует стихотворение, отчасти связанное с профессиональной деятельностью, работой в музее И.С. Тургенева в качестве научного сотрудника, но в большей степени соответствующее историко-психологической реконструкции:

Бубулька

Нас двое в комнате: собака моя и я.

И.С. Тургенев

Тетрадь раскрыта.

Бежевый щенок

Самозабвенно возится с перчаткой.

Усталый автор смотрит между строк,

Глаза прищурив, ищет опечатку.

Его герой в семнадцатой главе

Влюбился насмерть вопреки сюжету.

Щенок унялся и, осоловев,

К хозяйскому прижался силуэту.

Тургенев в своё время выступил безусловным новатором, создав целую книгу стихотворений в прозе, назвав её «Senilia, Старческие сны», но наполнив необыкновенным богатством красок, звуков, запахов, образов, идей. И уж, конечно, смертельно больной, страдающий, вдали от родины, меньше всего, можно предположить, он думал о литературной моде или, как бы мы сейчас сказали, собственном пиаре. Он писал, что хотел и как задумал, стараясь до последней минуты, на самом пороге небытия утверждать силу жизни и слова. Делают это по мере сил и современные авторы, усвоившие уроки классиков, внявшие зовам времени, пытающиеся достучаться своими строками до современного человека. Может быть, в верлибре Антона Бушунова вдумчивый читатель тоже увидит ответы на метафизические вопросы:

В полужилой печальной двушке Сорокиной никак не хотело наступать утро. Она возилась в кровати, трогала обои мокрым лбом, копалась в шторе, чтобы проверить, посветлело ли в мире. А ещё сон не отпускает, один и тот же, один и тот же. Только задремлет – видит она десятки похорон, несут гробы, несут. А покойники не лежат, как надо, а что-то делают. Кто сидит, ногами болтает, кто стоя подушкой машет, одна журнал читает, другой улыбается приветливо и головой остальным кивает, двое разговаривают. То есть, настроение у них такое: ну, несут и несут, принесут – закопают, нам-то что, мы своё дело знаем, всё хорошо, по-людски будет. И правда, возле кладбища все укладываются, машут на прощанье, деловито осматриваются, вот ещё поворочались, пошуршали – и можно начинать. И просыпается старая Сорокина.

Нельзя не отметить современную тенденцию к творческому минимализму, так как богатейшая культурная традиция заставляет авторов искать новые пути формального отражения человеческого бытия, без назидания и напора, без повторов и собственных выводов, адресуясь к внимательному читателю, способному на сотворчество:

(1924 – 2007)

В книгах часто попадаются старые закладки

открытка от бабушки («Золотой ключик»)

палочка эскимо («Судьба барабанщика»)

птичье перо («Алые паруса»)

пятёрка «червей» (сонник)

лотерейный билет («На западном фронте без перемен»)

рентгеновский снимок («Братья Карамазовы»)

облатка из-под валидола (телефонный справочник)

календарик за двухтысячный год (Библия)

Ещё несколько стихотворений, представленных на XIV Форум молодых писателей, могли бы дать творческий портрет Антона Бушунова, в чьём творчестве переплетаются сказочно-мифологические, социально-бытовые мотивы, явно присутствуют культурологические параллели, но всегда чувствуются искренность и тоска от щемящей логичности необратимости:

То леший, то старушка шапокляк,

То просто куст на козырьке подъезда.

Когда-нибудь здесь спилят тополя

– И станет больше солнечного места.

(Он летописец старого двора,

Чей инвентарь на чердаке хранится:

Шинель, огниво, чай из топора

И на полях испуганные лица)

Нас наблюдает муравьиный глаз

В каком-то неизведанном формате:

То Андерсен, дремучий свинопас,

То Гоголь на крылатом самокате.

Да кто угодно в этом теневом

Углу двора тихонько обитает.


И тополь падает на старый дом.

(А он напишет – тополь облетает)

То ощущение стабильности, за которым мы так часто гоняемся, но которое так и оказывается нами недостижимым, зачастую фиксирует художественное творчество, которое, обнаруживая архетипы современности, вдруг позволяет взглянуть на примитивную ситуацию совсем через другой фокус:

За солью-спичками

под самый новый год,

как водится, притащится соседка.

И что же общего у нас: водопровод,

табачный кашель, лестничная клетка.

Пришла, опять её скрутил радикулит,

опять сидим и смотрим с лёгким паром,

опять лукашину не верит ипполит,

она в лицо мне дышит перегаром.

Вполне возможно, что какой-нибудь

Ван Гог увидел бы в ней женщину с абсентом,

но я ей водки дал, поскольку – новый год,

и столько общего – вот с этого момента!

Загадка творчества необъяснима, тайна художественного замысла и способа его реализации абсолютно недоступны холодному рацио, литературные предпочтения (как и все остальные) находятся в зоне предположений, поэтому следующее произведение Антона Бушунова – это некий синтез музыкально-поэтически-исторически-кинематографических аллюзий, больше напоминающих синтез неуправляемых сновидений:

Рэп

туземные песни на зачарованном берегу

по отмели тут и там черепа в золе

ты мне жизнь спасла и я у тебя в долгу

мумию твою отнесу в каменный мавзолей

через сотни лет гопота пиратская тебя найдёт

и капитан воробей с потусторонним хрустом

вскроет саркофаг и имя тебе даст – турандот

и ты споёшь им голосом уитни хьюстон

осоловевший от рома капитанский пингвин

будет белёсые слёзы ронять и ронять на прах

а потом свернётся в клубок, похожий на янь и ин

и представит себя виноградной улиткой на плодородных холмах.

Нет сомнения в том, что именно произведения, создаваемые упорным трудом авторского самосовершенствования, погружения в современную культурную ситуацию, достигшие определённого художественного уровня, позволили президенту ФСЭИП С.А.Филатову и всем руководителям семинаров констатировать очень высокий уровень нынешнего Форума. Надеемся, что Антон Бушунов внёс в его творческую атмосферу достойную лепту.

Наталья Смоголь

на фото Антон Бушунов (на творческом вечере в театре "Русский стиль")


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Добавьте «ИнфоОрел» в ваши источники в Яндекс.Новостях

И читайте наши новости первыми


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться