Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
«Non sibi, sed mundo*»: преподаватель ОГУ им. И. С. Тургенева награждена медалью РААСН
Какие выдающиеся свершения творят жители нашего города и чем живут люди, посвящающие свою жизнь сохранению культурного наследия России, – в интервью с кандидатом культурологии и искусствоведом Натальей Алексеевной Ковешниковой.

- Наталья Алексеевна, расскажите о вашей текущей деятельности подробнее.
НАК: Сейчас я работаю в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева. На трёх кафедрах – архитектуры, градостроительства и индустрии моды. Читаю цикл искусствоведческих дисциплин: историю архитектуры, историю искусства, историю дизайна (летом в издательстве «Лань» у меня вышел учебник по истории дизайна), историю костюма.
У меня есть ещё одна сфера профессиональных и, я бы сказала, личных интересов. С 2016 г. я являюсь членом «Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест» (ИКОМОС). Это очень авторитетная организация, её эксперты, в частности, осуществляют оценку объектов, предлагаемых к включению в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Я, в силу своей компетенции, занимаюсь в ИКОМОС другим направлением деятельности – вопросами изучения, сохранения и популяризации объектов культурного наследия – памятников архитектуры. В первую очередь, архитектурных ансамблей наших орловских усадеб.
8 сентября в Орле, в «Точке кипения» ОГУ имени И.С. Тургенева, прошли Первые Сабуровские чтения на тему «Дворянские усадьбы русской провинции: проблемы изучения, сохранения и популяризации». Главным организатором этой конференции выступил духовно-патриотический центр Вятский Посад. Конференция была частью программы II Всероссийского военно-исторического фестиваля «Сабуровская крепость», который состоялся на следующий день, 9 сентября. В конференции приняли участие многие орловские историки, а также мои коллеги по ИКОМОС из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ярославля, Липецка и Брянска. Мы обсудили проблемы сохранения и реставрации архитектурно-ландшафтных ансамблей провинциальных усадеб в России и приспособления их для современного использования.
Нам здесь, в Орле, было очень важно услышать мнение специалистов, имеющих опыт в реставрации усадеб. У нас затруднение не в том, что на Орловщине нет достойных объектов для реставрации, и даже не в отсутствии финансирования, хотя это – колоссальная проблема. В первую очередь, необходимо понимать специфику реставрационных работ на таком сложном объекте культурного наследия, как усадебный архитектурный ансамбль. Тут работает тот же постулат, что и у врачей: «Не навреди». Ни в коем случае в погоне за экономической выгодой и повышением туристической привлекательности объекта (которую все по-разному понимают) нельзя нарушать историческую подлинность памятника архитектуры.
По итогам конференции было принято очень важное решение. Кафедра «Реконструкция и реставрация в архитектуре» МАрхИ взяла в качестве темы дипломного проектирования проект реставрации Сабуровской крепости. Бывшая усадьба графов Каменских – это, бесспорно, жемчужина Орловской области, уникальный памятник архитектуры, аналогов в России не имеющий. Я когда рассказываю об этом, меня часто спрашивают: а там что будут делать, в Сабуровской крепости, люди, когда туда станут приезжать? Там же и ресторан нужен, и кафе, и гостиница (опять о «привлекательности»). Нет, на территории Сабуровской крепости не нужны ни кафе, ни гостиницы. Где-то поблизости – да, а на самой территории памятника – нет.
А что там делать? То же, что и в римском Колизее, например, – смотреть. Гулять, любоваться подлинным памятником архитектуры. Узнавать что-то новое, погружаться в историю, получать новые впечатления. Прекрасная идея – в одной из башен сделать музей и информационный туристический центр, с хорошими гидами. А поесть и переночевать где-то поблизости можно, ведь Сабуровская крепость совсем недалеко от Орла.
Великолепный, очень зрелищный фестиваль проходит в Сабуровской крепости уже второй год. Я от всей души желаю его организаторам, чтобы у них получилось сделать фестиваль ежегодным. И чтобы Сабуровскую крепость отреставрировали по всем правилам, на высоком профессиональном уровне, как она того заслуживает.
- Можете ли Вы отнести себя к богеме, и существует ли, по Вашему мнению, такая прослойка общества в Орле?
НАК: Нет, я отношу себя к интеллигенции, и в профессиональном плане, и по социальному статусу. И по материальному положению, кстати, тоже. В России сейчас интеллигенция не слишком обеспечена, но одну роскошь я себе уж точно могу позволить – это роскошь общения. С интересными, творческими, талантливыми людьми. У меня, например, есть возможность ездить на наши конференции ИКОМОС, благодаря которым я посетила и Татарстан, и Санкт-Петербург, и Великий Новгород, и Ярославль не как турист, а как участник наших мероприятий, у которых всегда очень интересная программа. В прошлом году я побывала в пещере Шульган-Таш (Башкортостан) – это одно из немногих мест в нашей стране, где есть наскальные росписи эпохи палеолита. Сейчас наши коллеги из ИКОМОС в Башкортостане номинируют Шульган-Таш в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Они провели колоссальную работу. Пещера находится в 500 км от Уфы, уже в предгорьях Урала, в труднодоступных местах, однако сейчас там построен современнейший историко-музейный комплекс. Его здание само по себе – шедевр современной архитектуры.
Создать такую команду, добиться таких результатов – это, конечно, не богемная тема. Богемная тема – сидеть после бурно проведённых бессонных ночей в кафе и записывать на салфетках пришедшие в голову интересные мысли.
Сейчас время очень динамичное и, наверное, время богемы закончилось 100 лет назад. Есть ли сейчас в нашем городе богема? Не знаю, может быть. Творческие и талантливые люди есть точно!
- Как, по-вашему, изменилась архитектура города за последние 10-15 лет? Что бы вы хотели изменить или привнести в его облик? Каково ваше отношение к частным секторам и тенденции контраста инфраструктуры города?
НАК: Несомненно, город меняется к лучшему. Появилось очень много современных благоустроенных общественных пространств. Очень хороши Детский парк и парк Победы. Интересно, что на Дворянке сделают. Надеюсь, традиционная «пейзажность» этой части города останется неизменённой.
В Орле удалось сохранить малоэтажную застройку в историческом центре города. Её надо постараться не нарушить, не допускать здесь точечной высотной застройки, не разрывать историческую «ткань города», как сейчас говорят. Это важно и в контексте внутреннего туризма, о котором сейчас так много разговоров.
В Орле надо поддерживать аутентичность и историческое своеобразие городской среды, ведь именно это привлекает в город туристов. Я несколько лет назад ездила в Болхов и с недоумением обнаружила там на одном из домов, который стоит на центральной улице, надстроенный мансардный этаж, крытый металлочерепицей оранжевого цвета. Я понимаю, мы живём в эпоху постмодернизма, но всё же… Все гости волшебного в своей неповторимости Болхова поднимаются на колокольню, делают снимки. Перспективы двух центральных болховских улиц – это же XIX век, там исторические фильмы можно снимать без дополнительных декораций! И теперь в каждый кадр попадает эта оранжевая крыша! Не знаю, может быть, она чудесным образом уже куда-нибудь подевалась, я в Болхове года четыре не была. Надо съездить посмотреть.
Надеюсь, что главные исторические здания в центре Орла в скором времени, наконец-то, отреставрируют. У нас есть красивый градостроительный ансамбль в районе улицы Гостиной, который включает в себя, помимо здания Торговых рядов, ещё здание театра «Свободное пространство» и застройку «сплошной фасадой» XIX века. И здание Торговых рядов, и эти дома – в плачевном состоянии, к сожалению. Жаль, на глазах исчезают старинные деревянные дома по улицам Карачевской, Васильевской, Курским, с их роскошной деревянной резьбой на фасадах. Это уж точно «ускользающая красота» (у Бертолуччи так фильм назывался).
- Расскажите, что представляет собой вручённая вам награда.
НАК: В прошлом году Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) – одна из четырёх государственных научных академий нашей страны – отметила 30-летие с момента своего возрождения. По этому случаю были выпущены юбилейные медали, и одну из них мне вручила член-корреспондент и главный учёный секретарь президиума РААСН Ольга Викторовна Розенберг. Я этот факт расцениваю как знак высокой оценки моей скромной деятельности со стороны профессионального сообщества, хотя о каких-то там моих заслугах говорить ещё рано. Бесспорно, такая поддержка окрыляет. Получая такой знак признания, ты вдохновляешься на дальнейший путь, на дальнейшие проекты.
- Есть ли у жителей города вкус: как вы оцениваете внешний вид орловчан? Какие бы могли дать рекомендации?
НАК: В Орле много красивых людей, модно одетых в том числе. Сейчас, впрочем, не сложно одеваться модно. Скорее, сложно одеваться немодно, так как маленькие бренды беззастенчиво копируют большие бренды, которые диктуют моду. При этом у орловчан есть кое-что, что бросается в глаза, – отсутствие индивидуальности. Все поголовно следуют актуальным трендам, не особенно разбираясь, идёт это тебе или нет. Социологи говорят, что наиболее ярко мода проявляется там, где отсутствуют устойчивые личные критерии оценок. Я – за стиль, который, строго говоря, моду не отрицает, но и синонимом слова «мода» не является. Стиль, если мы про внешний вид говорим, – это противоположность быстро сменяющейся моде, это нечто устойчивое, это внешнее проявление индивидуальности человека. Если мои рекомендации кому-нибудь интересны (в чем я не уверена), я бы советовала всем «модникам» и «модницам» прийти к пониманию собственного стиля.
- Какие советы вы могли бы дать начинающим художникам и творческим людям?
НАК: Гертруда Стайн сказала: «Чтобы быть счастливым, надо отважиться». Чтобы заниматься творчеством, тоже надо отважиться. И тогда уже поверить в свои силы и идти вперёд! Много учиться, смотреть на мир широко раскрытыми глазами, стремиться получать новые яркие впечатления. Не припомню сейчас, кто сказал, но, по-моему, сказал абсолютно верно: «Творчество – это просто соединение вещей между собой. Фокус в том, что нужно накопить достаточно разнообразных впечатлений, чтобы соединять их новыми и удивительными способами».
Редакция искренне поздравляет Наталью Алексеевну с получением заслуженной награды и желает достижения новых высот в профессиональной области и творческих успехов! Сохранение культурного наследия России – важнейшая и сложнейшая задача граждан нашей страны. Благодарим вас за все усилия, которые вы прикладываете для достижения этой великой цели!
* не для себя, но для мира (лат.)
Беседовал Матвей Бритвин
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/non-sibi-sed-mundo-prepodavatel-ogu-im-i-s-turgeneva-nagrazhdena-medalyu-raasn.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.