13 мая 2022 в 17:02 2034 0
Экономика

Может, одни не знают о других? Круглый стол о трудоустройстве выпускников орловских ссузов

Редакция поучаствовала в круглом столе, посвящённом проблемам трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций Орловской области.

Фото: Орловский техникум путей сообщения им. Лапочкина

Организатором мероприятия, прошедшего 12 мая, выступил комитет по образованию, спорту, культуре и туризму Орловского областного Совета народных депутатов. Участие в дискуссии приняли представители депутатского корпуса, органов государственной исполнительной власти специальной компетенции, руководители профессиональных образовательных организаций региона, а также представители интересов работодателей.

Заместитель председателя областного Совета – председатель комитета Олег Кошелев, модератор встречи, напомнил: число вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения Орловской области, составило 8,6 тыс. единиц, при этом наибольшую потребность в работниках испытывают предприятия обрабатывающих производств (2,1 тыс. вакансий), учреждения здравоохранения (1,2 тыс.), сельскохозяйственные предприятия (1 тыс. вакансий), организации сферы торговли (более 800 вакансии).

Вот проблемы, которые подметил Колешелев, из-за которых молодых люди неохотно шагают в экономику региона:

  • разница оплаты труда у выпускников среднего и высшего образования не в пользу первых;
  • заработная плата по заявленным вакансиям в среднем составляет 22,2 тыс. рублей, что не соответствует ожиданиям за довольно тяжёлые условия труда;
  • потеря квалификации опытного, но невостребованного специалиста через пять лет после выпуска;
  • предлагаемые неоплачиваемые стажировки сроком до полугода, после которых выпускника на работу не принимают.

Первый заместитель председателя правительства Орловской области Татьяна Крымова говорила о важности профориентации уже с ранних детских лет. Она же сообщила о намерении с нового учебного года запустить во всех организациях среднего профессионального образования реальные программы по дуальному обучению, при которых теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте. Данный метод уже опробован в 6 профессиональных образовательных организациях региона.

По информации и.о. начальника управления профессионального образования и воспитательной работы департамента образования Орловской области Натальи Адаевой, по программам среднего профессионального образования в регионе обучается 16 460 человек. Ежегодно выпускается более 3,5 тысяч выпускников. В этом году цифра составит 3 794 человека, которых нужно трудоустроить.Помогают закрыть вопрос сохранённые на базе образовательных организаций центры содействия занятости, где выпускникам и школьникам оказывается консультационное и методическое содействие. Здесь же информируют о вакансиях и потребностях региона, которые формируются на 5 лет вперёд. Помогают и чемпионаты профессионального мастерства: за два года заключено 67 отложенных трудовых договора и 28 договоров о целевом обучении с предприятиями и организациями реального сектора экономики.

При плановом показателе трудоустройства выпускников в 64,2% показатель по региону составил 82,4%.

В этом году из общего числа выпускников уже трудоустроены 1 519 человек, продолжат обучение 836 человек. Примерно 30% юношей, выпускников СПО, продолжают карьеру в армии, оставшись после призыва служить по контракту.

Сложнее обстоит дело с трудовой карьерой детей-сирот: специалисты от образования говорят, что этой категории выпускников выгоднее стоять на учёте на бирже труда и получать соцвыплаты, чем искать работу. Трудоустроенными теперь считаются и самозанятые, легализовавшиеся благодаря мерам поддержки граждан в период пандемии: на текущий момент среди орловских выпускников ссузов таковых налогоплательщиков уже 319 человек.

Ольга Анисимова, директор Орловского техникума путей сообщения имени В.А. Лапочкина, на площадке которого и прошла встреча (экскурсия по старинному зданию заслуживает отдельной публикации), поделилась опытом взаимодействия её учреждения с потенциальными работодателями. Было озвучено, что техникум апробировал дуальную систему образования – уже с третьего курса студенты проходят оплачиваемую практику в структуре РЖД. В настоящее время техникум готовит универсальных специалистов, но совместно с РЖД разрабатываются новые подходы в обучении, в соответствии с которыми первый год обучения будет общеобразовательным, второй будет включать приобретение знаний и навыков по специальности, на последнем курсе студенты будут получать узкую специализацию по запросу работодателя.

Директор БПОУ ОО «Орловский техникум агробизнеса и сервиса» Галина Логинова поделилась практикой подготовки выпускников для агропромышленного комплекса региона, отметив, что основная задача учреждения – оставить кадры на территории области. Решают её посредством социального партнёрства, кроме того техникумом активно используется практика экскурсий на производство и производственного обучения, а производственная практика всегда является оплачиваемой. Единственная проблема, с которой сталкивается техникум, – недобор обучающихся.

Директор БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» Людмила Шадрина, напротив, отметила, что потребность в специалистах по дошкольному образованию значительно превосходит выпуск: на каждого выпускника предлагается 2-3 рабочих места, а для увеличения набора, банально, не хватает площадей. Подготовкой воспитателей в детсады сейчас занимается тажке Болховский педколледж, а вот ОГУ им. И.С. Тургенева когда-то отказался от этого направления. С другой стороны, педагогов волнует вопрос, что делать с молодыми профессионалами в этой сфере в случае очередной демографической ямы, когда недобор уже касается воспитываемых, а не воспитывающих.

С точки зрения предпринимательского сообщества на проблему посмотрели президент Союза «Торгово-промышленная палата Орловской области», депутат Орловского областного Совета народных депутатов Светлана Ковалева. По её словам, ТПП готовит всё новые проекты эффективного взаимодействия студентов с экономикой, направленные на вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность, теперь же на федеральном уровне будет поддержана школьная Олимпиада по предпринимательству, а на уровне региона задуман электронный единый банк студенческих стажировок.

Платформу «Live CV» (банк вакансий) презентовала гость из Липецка, директор по развитию ООО «УНИВЕБ» Елена Родионова. Она пояснила, что основной посыл платформы – соединить студента и работодателя ещё в ходе обучения с целью развития у обучающихся необходимых навыков и компетенций, которые в дальнейшем будут востребованы на производстве. Однако направление мысли Родионовой смутило орловцев, участников круглого стола: твёрдая теоретическая база знаний не должна упраздняться, оставляя место лишь получению детьми конкретных навыков, которые будут нужны конкретным работодателям, а «корочка» по-прежнему в Орловской области имеет вес в глазах работодателя и служит подтверждением полученной квалификации.

По итогам работы круглого стола в ближайшее время будет принята окончательная резолюция. Вместе с тем участники педагогического сообщества вместе с депутатами выработали следующие общие решения: 

  • активизировать совместно с работодателями и сетевыми партнёрами работу по реализации инновационных образовательных программ с использованием практико-ориентированных технологий, моделей дуального обучения, системы наставничества и производственных стажировок;
  • оптимизировать систему профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных организаций путём реализации комплекса мер, направленных на популяризацию и повышение престижа рабочих профессий и специальностей с учётом потребностей региональной экономики;
  • организовать взаимодействие предприятий и организаций региона с техникумами и колледжами в части создания профильных учебных лабораторий, а также вовлечения студентов в проектную деятельность и др.

Главная же мысль, сквозившая в пространстве круглого стола и озвученная сторонами с разной степенью осторожности, – коммуникация между спросом и предложением на рынке труда у выпускников ссузов и предприятий, нуждающихся в рабочих профессиях, пока что на недостаточном уровне: элементарно одни просто могут не знать о существовании других. И все проекты и инновации должны помочь эту область незнания сузить.


Источник: ИА «Инфо-Сити» (InfoOrel.ru)
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться