5 марта 2021 в 17:04 5345 1
Культура

«Может, когда-то в кадре буду я, а снимать станет Миша»: Константин Саушкин о семейном хобби

Помните трогательный видеоролик о Сосково, куда мальчик из Москвы приезжает на каникулы? А мини-зарисовку про Южное Бутово и прогулки московскими маршрутами, а столичный карантин глазами школьника? Стоит рассказать, кто придумал эти сюжеты.

Мы уже познакомили тебя, дорогой читатель, с болгарской семьёй, любителями кино, чьи работы можно регулярно видеть на Международном фестивале-конкурсе любительских и профессиональных фильмов «КиноТок» (проводится в Орле в марте, в этом году уже в 15-й раз, для аудитории 6+). А на сей раз представляем нашего земляка Константина Саушкина. Вместе с 11-летним сыном Мишей они снимают интересные видеозарисовки, о которых редакция старается своевременно сообщить аудитории. Подошло время расспросить автора идеи о том, почему и для кого он снимает.

– Кто такие Саушкины?

Константин Саушкин (К.С.): Саушкины – это обычные среднестатистические россияне, которые иногда куда-то ездят, ходят в театр, в кино и имеют своё хобби. Иногда снимают небольшие фильмы.

– Почему появилось поэтическое Сосково?

К.С.: Сначала появился фильм про Орёл, который я делал один. Началось с того, что известный в Орле музыкант Филипп Вейс выложил в какой-то из соцсетей фильм, по-моему, Саратовской киностудии документальных фильмов «Где встречаются Орлик с Окой». Естественно, фильм об Орле, только 1985 года. И прокомментировал в духе: «А слабо современным кинодокументалистам что-то подобное сваять?» Я задумался, как бы я это сделал, если бы взялся. (Тем более, ещё когда работал в Орле, думал о фильме про город, но тогда не сложилось). И вот стал по дороге с работы записывать какие-то мысли. А так как я изначально рассчитывал только на себя, то и сценарий вот такой получился. Подумал: раз есть сценарий, надо идти дальше. Сделал раскадровку, докупил аккумуляторов и поехал снимать. В свой день рождения. Когда сел монтировать, то мне уже не нужно было никакого плана – фильм сидел в голове. Нужно было только собрать из кадров. Филипп разрешил использовать одну из его песен, ну, у Калинникова не спросишь, но я взял его симфонию, с титрами помог Виктор Панков, начитку текста обработал звукорежиссёр драмтеатра, мой очень старый друг Николай Куликов, на английский перевёл и начитал мой двоюродный брат Василий Сапрыкин. В общем, над фильмом работали исключительно орловцы. Это было принципиально.

– Так, Орёл, отлично. Но при чём тут Сосково?

К.С.: Следующей зимой я задумал уже про Сосково. Подумал, что про Орёл снимут ещё не раз, а про село, где я провёл своё детство, – вряд ли кто. Но сценарий так и не написался. Я поехал в отпуск, отснял картинку. Я взял всё, кроме зарядки, поэтому снял меньше чем планировал. Следующей зимой под картинку тоже ничего не написалось. И на работе коллега пришёл с сыном: им что-то нужно было снять. И тут родилась идея! Мы все писали сочинение «Как я провёл лето». В этом стиле и сделали уже совместный фильм с сыном Мишей. Он начитал текст, попозировал в кадре. Ну, немного посмотрел за процессом монтажа. Следующим летом мы досняли несколько недостающих кадров и доделали до конца. На данном этапе это самый долгий наш проект. Но и самый просматриваемый! Правда, в «Одноклассниках только – зато 26-я тысяча уже пошла…

– Ты любитель кино или профессионал? Ты учился на оператора, а стал и режиссёром?

К.С.: Мы любители. И профессионалы, которые смотрят фильмы, часто указывают на ошибки. Точнее, советуют: можно было сделать так или так. Но сам я не переделываю то, что готово. Как родилось, так родилось. Тем более то, что видит зритель, может быть третьим, четвёртым вариантом сценария. Но у нас каждый ролик разный. Не знаю, профессионал я или нет. На режиссёра я учился, плюс, наверное, имеется богатый опыт. Я по специальности организатор массовых мероприятий. Но с камерой я уже, наверное, более 20 лет. Меня на улице подобрали и взяли в пресс-службу МЧС. Когда работал на «Истоках», подсматривал, как работают ребята с ГТРК, даже не надеясь когда-нибудь туда попасть.

– Но попал ведь! Прекрасно помню тебя за работой в Орле. Сейчас больше смотришь или снимаешь?

К.С.: Снимать приходится достаточно много на работе, но это новости. Хочется снять для себя в первую очередь и чего- то другого. Плюс снять то, что может показаться мелким. Хотелось бы снимать больше. «Бредей» –бредовых идей – много. Но я не умею снимать, если у меня нет в голове сценария, причём такого, в котором я знаю, на какие слова какой будет кадр. Мысли есть – постараемся реализовать. Смотрим тоже много. Но тоже как обычные люди. Мама у нас любит фантастику. Я практически всеяден. И российские сериалы смотрю, и боевики американские. У Миши есть несколько любимых актёров: Скала Дуэйн Джонс, Ди Каприо, Том Хэнкс. Причём первый фильм с Хэнксом был «Спасти рядового Райана». У нас как-то зашёл разговор о войне. У него были довольно радужные представления. Я предложил посмотреть довольно жёсткий фильм, где, как говорят специалисты, очень реально показана война. Потом уже посмотрели и «Большой», «Форрест Гамп», «Изгой». Хотя просмотр мультиков тоже никто не запрещает.

– Современное отечественное кино – о чём должно быть?

К.С.: О людях. Об обычных. Мы очень давно с Анной Боевой, на ГТРК «Орёл», снимали сюжет о ветеринарном враче, который весь отпуск строил внуку избушку на курьих ножках. Был сюжет о москвичах, которые в заброшенной деревне строили церковь без гвоздя. А информацию она находила в районных газетах.

– Короткий или полный метр – твои предпочтения?

К.С.: Мне наши работы иногда сложно называть фильмами. Я их иногда даже обозначаю «шедевр», именно в кавычках. Для полного метра нужна какая-то мощная идея. Что ты такого хочешь сказать зрителю? Наши работы «акынские»: что вижу, то пою. Мы рассказываем то, что может увидеть любой человек в Москве, и показываем то, что может при желании посмотреть человек, приехав в Москву. Полный метр – это большая команда, дэдлайны и графики. Мы больше для удовольствия снимаем: прогулялись – и заодно сняли. У нас хронометраж укоротился почти до Инстаграма: «Орёл» был 8 минут, «Сосково» – шесть, «Бутово» – пять, «Арбат» – три, «Калашников» – полторы. «Бутово» мы начали снимать в мае, а закончили в августе. Иногда реально снимали 4 кадра в день. В общем, к полному метру мы не готовы.

– Ты учишь Мишу. Как это происходит?

К.С.: Каких-то специальных мастер-классов, естественно, ему не устраиваю. Это такой обмен опытом. Почему звук лучше записывать под одеялом, почему провод петличнного микрофона нужно прятать под одеждой, почему сейчас мы поставим на фотоаппарат именно этот объектив, что такое таймлапс и как он делается, что такое проект в монтажной программе и зачем нужен просчёт… Всё откладывается в голове. В других семьях ходят на рыбалку или ремонтируют автомобиль, а мы иногда делаем видео. Это ещё один способ пообщаться. И в процессе можно научиться азам профессии. А может, это его хобби будет.

– А чему ты научился у сына в сфере профессиональной?

К.С.: Наверное, не бросать работу на полпути. Тот же ролик про Бутово. Снимаем, снимаем, и был период – пропал у ребёнка интерес. Не будешь же давить, заставлять. Хотя гипотетически можно, но тогда совсем отобьёшь желание. Я спрашиваю: «Миша, ну что, мы продолжаем или останавливаемся? Я не буду ругаться, обижаться». В ответ: «Папа, ну ведь начали, надо закончить!» В итоге очень быстро досняли последний эпизод во дворе. Но вот эта фраза – «Пап, снимай микрофон» – хоть и постановочная, но показывает некоторую усталось Михаила от проекта. Хотя когда ты получаешь награды, это забывается. Особенно когда из рук известного земляка. Вот мы и подошли к теме фестивалей...

– Да-да, стоим на пороге очередного – «КиноТока». Расскажи об участии в таких событиях.

К.С.: В прошлом году много участвовали, но заочно: пандемия и всё такое. Отослали работу, получили по почте диплом. Нет эмоциональной составляющей. Но у нашего орловского фестиваля «Отцы и дети» есть хорошая традиция – в Москве, в Доме кино, вручать призы тем, кто не смог приехать в Орёл. Это, правда, было ещё до пандемии. Отпросились из школы. Приехали в Дом кино. Там Гарри Бардин, Владимир Березин (наш земляк). Он и вручал нам приз. Событие. Воспоминание. Было приятно получить личное приглашение от Наталии Кадочниковой на фестиваль «Династия». Одно дело, когда ты находишь фестиваль и отправляешь работу, а другое дело, когда тебя приглашает организатор. Он где-то увидел, что ты «натворил» и, раз приглашает, значит, ему твоё творчество понравилось. И особенно приятно, когда приглашает представитель такой известной в стране актёрской династии.

Кстати, о фестивалях. Очень неожиданным было приглашение на фестиваль «Мой влог», он проходил в 20-х числах февраля. Наш первый очный фестиваль. Впервые мастер-классы очные. И поездка, и общение, и награда за «Триста слов о Сосково». Как настоящий фестиваль, только детский. Очень здорово провели время!

На орловский «КиноТок» мы отправили зарисовку об Арбате в карантин.

– Откуда есть пошли «Маршруты московские» и куда движется проект?

К.С.: Изначально, когда появился фильм про Орёл, была идея сделать триптих «Орел, Сосково и детские воспоминания о Москве». Примерно в стиле первого фильма. Рассказ от первого лица о личных местах и воспоминаниях. Но вот появился соавтор и помощник. Сосково сделали уже вместе, но было немного статично. А тут Миша заявил, что хочет быть блогером. Он был очень удивлён, когда я угадал, что он собирается рассказывать об игре «Майнкрафт». Я предложил: давай попробуем снимать про Москву. И так как живём в легендарном Южном Бутово, ухватились за ту идею, что географически это действительно почти центр Москвы (если считать с Новой Москвой). Зимой написался текст и придумались мелкие операторские фишечки. Весной начали снимать. Хотя часто шло «не по плану учений». Начало должно было сниматься на мосту, чтобы был виден Кремль. В итоге только на третьей точке мы сняли в 7 часов вечера. А приехали в центр в полдень... Посетили между делом библиотеку и любимый Мишей парк Горького. Концовка должна быть другой и по месту, и по тексту. Но должна была быть первая детская площадка, которую Миша увидел в Москве. Но мама как-то фразу обронила, уже точно не помню какую, но я переписал концовку, и от этого только выиграл финал.

Куда вырулим, не знаю. Есть идея перебросить мостик из Москвы в другие города – в Орёл и в Питер. Но это пока только мысль, не более.

– А хочется, чтобы и сын был в кадре и с камерой?

К.С.: Тут как пойдёт. Гипотетически он может разобраться как минимум в трёх профессиях. Сейчас у него появился свой фотоаппарат. Страх разбить вроде прошёл. Иногда получаются интересные кадры, может, интуитивные, но нестандартные. Может, когда-нибудь мы поменяемся местами: я войду в кадр, а Миша станет за камеру.

– Чем особенно дóроги Орёл и время жизни в нём?

К.С.: Это приличный кусок жизни и события, о которых можно будет на свалке вспомнить, как говорил робот Вертер. Под лежачий камень я ещё успею, но уже есть то, что останется от меня потомкам, даже пусть в пределах семьи. Кстати, Миша любит спрашивать, как всё было в нашем детстве. Я в своё время отца не расспросил…

– Костя, спасибо, ждём твои видеосюжеты на «КиноТоке» и на других фестивалях, успехов творческих и привет Мише!

Беседовала Ирина Крахмалева


Источник: ИА «Инфо-Сити» (InfoOrel.ru)
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме

Уважаемые пользователи сайта! Возможность размещения комментариев к новостям временно ограничена

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться