6 июня 2019 в 14:51 3050 0
Культура

LUDI-2019. О подвиге, искуплении и любви

Международный фестиваль LUDI-2019 уже завтра, 7 июня, завершает свою работу. Тем не менее впереди зрителя ждет насыщенная программа. Мы же расскажем о том, что довелось увидеть и услышать в фестивальные дни.

Фото: Олеся Суровых

Вася + Людмила и Абрам + Тоня. Или наоборот?

Светлый и жизнеутверждающий материал 3 июня на фестиваль привёз Государственный драматический театр им. А.С. Пушкина из г. Курска.

Ансамбль артистов, по задумке автора пьесы и режиссёра-постановщика (режиссер-постановщик — народный артист России, лауреат Государственной премии России Юрий Бурэ, режиссёр — Алексей Воронцов, художник-постановщик — лауреат Государственной премии России Александр Кузнецов) вовлечён в геометрию — пространство судьбы и оформление сцены ясно выражает метафору «квадратура круга».

Что такое брак? Явление общественное или глубоко личное? А как вы думаете, если есть условие, что в комнате без перегородки предстоит жить двум новоиспечённым молодым супружеским парам? Допустим, есть «сходство характеров, классовая принадлежность, общая политическая установка, трудовой контакт». Но как быть, если нет любви? Или она объявлена социальным предрассудком? В этом предстоит публично — на сцене — разобраться персонажам.

Интересно, что советские лозунги, как и коллективные песни, открывающие два действия спектакля, выглядят чем-то идеалистическим, измысленным. А подлинная жизнь сердца и внутренние порывы — это то, что происходит в границах московской «уплотнённой комнаты». Только никакой сатиры и насмешки над ранним советским прошлым нет, и в этом большая заслуга постановщиков и артистов. И потом, действо сосредоточено не на внешнем, не на атрибутах и символах (хотя быт визуализирован очень удачно, костюмы служат выражением принятой морали героя, которая, впрочем, может и противоречить его истинному содержанию), а на характерах, взаимоотношениях и поисках — себя и того, кто может быть рядом.

Вася (Дмитрий Баркалов) и Абрам (Сергей Малихов) расписались со своими избранницами в один день и даже не предупредили друг друга. Людмила (Екатерина Прунич) и Тоня (Юлия Высочиненко) идут замуж не оттого, что преисполнены высоких чувств, а чтобы иметь свой быт, реализовать право на самостоятельную полноценную жизнь, на своих квадратных метрах и со своей кухней. И вот парадокс: вместо сцен с истериками, когда соперницы таскают друг друга за косы в исступлённом порыве ревности, мы становимся свидетелями (да, и впрямь — приходится засвидетельствовать, как на наших глазах образуются новые ячейки общества) зарождения любви в этой «квадратуре круга» — пары сходятся, но с новыми слагаемыми. И как бы ни стремились апологеты новой идеологии отвергнуть «мелкобуржуазное», «феодальное», «мещанское» — каждому хочется ароматных котлет на столе, надёжного плеча рядом, романтических взглядов, крепких объятий любимого человека. И чего в этой любви больше — физиологического или духовного — зависит, конечно, от влюблённого субъекта. Но это взаимное притяжение, которое всё же сводит Абрама с Людмилой, а Васю с Тоней, органично, естественно — и потому убедительно, на сцене и в жизни. Может, поэтому пьеса по сей день ставится в театрах России, Европы и Америки.

Отдельного внимания заслуживают второстепенные персонажи — заводчанин Флавий (Алексей Поторочин) и поэт-народник, широкий и громогласный Емельян Черноземный (Максим Карпович). Они своим колоритом, яркими языковыми средствами добавляют комедии объёма. Примечательно, что эти герои, может, люди и небольшой глубины, но,  умудрённые жизненным опытом, быстрее всего разбираются в сложившейся «брачной» геометрии. И благословляют брачующихся на союзы с теми, кто действительно пришлись по душе.

Остроумная и смешная пьеса Валентина Катаева, выведенная на сцену, была принята зрителем невероятно тепло, может быть, потому, что отозвалась в сердце искренними чувствами.

Жаннет и Жанна

4 июня конкурсантом фестиваля стал театр «Свободное пространство». Жюри и зритель оценивали уже знакомый орловцам трагифарс по пьесе болгарского драматурга Стефана Цанева «Вторая смерть Жанны д`Арк» в постановке Сергея Пузырева. Главную роль в нем исполняет Ольга Виррийская.

Сюжет пьесы закручен. Лишь в финале героиня сознается публике, что она вовсе не Жанна, не Орлеанская Дева, а Жанетт — «примадонна бродячего театра „Сан Суси“, осужденная на смерть за блуд». Инквизицией ей поручено сыграть на процессе «героическую роль» и отречься от имени Жанны от совершенного той во имя Франции подвига. За это она была бы помилована и избежала бы смертной казни. Однако Жаннет принимает решение не дать погибнуть подвигу Жанны.

Таким образом, перед наблюдателем разворачивается спектакль в спектакле.

Как отметила на обсуждении фестивального материала Наталья Жукова, преподаватель и руководитель режиссерского курса ОГИК, постановка эта с момента премьеры, состоявшейся в апреле 2018 года, переросла жанр трагифарса, трансформировалась в нечто другое, обретя черты психологического театра:

— Этот материал сложный для постановки. Конгломерат всего, множества идей и способов существования актеров, которые конфликтуют друг с другом. Удачной была находка жанра — трагифарс, потому что пьеса построена на парадоксах. Это дает возможность выскочить из линейной психологии. На премьере это было. Сейчас, при том, что актерски все исполнители существуют гораздо крепче и мощнее, увереннее, сам жанр сместился чрезвычайно. Ушел фарс, игровая ситуация, акцент сместился в сторону драматизма. Получилась реальная история, но события пьесы остались те же. В этом противоречие, и зрителю не понятны правила игры.

На несоответствие жанра сыгранному на сцене обратили внимание и другие члены жюри, впрочем, отметив, что спектакль состоялся, оказался интересным и подталкивающим к размышлению. 

— Во всей полифонии мнений жюри есть общая нота — вас (обращаясь к Сергею Пузыреву и актерам — Прим. ред.) похвалили за хороший спектакль, — заключила председатель жюри Нина Мазур, театровед, театральный критик, драматург.

Гельвер и Карла

Также во вторник, 4 июня, в театре «Свободное пространство» в камерной обстановке (зрители находились буквально в метре от актеров, вместе с ними расположившись на большой сцене) состоялся показ спектакля «Ночь Гельвера» по одноименной драме польского драматурга Ингамара Вилквиста.

Актеры Драматического театра под руководством Армена Джигарханяна (Москва) представили материал, в котором рассказывается о судьбе двух героев — слабоумного мужчины 30 лет Гельвера и его приемной матери Карле, немногим старше него.

В свое время женщина вышла замуж, но родила неполноценную девочку. Это омрачило брак . Карла избавляется от ребенка, подкинув его в спецучреждение, а когда понимает, что совершила ошибку и возвращается за ним, ей сообщают, что девочки уже нет в живых.

Пытаясь искупить вину, женщина берет опекунство над Гельвером. Всю эту историю рассказывает ему и нам сама героиня.

Действие спектакля, как и в пьесе, сконцентрировано — все события происходят в небольшой квартире одного из городов Германии 1938 года. На Гельвера и Карлу надвигается Хрустальная ночь. Их ожидает марширующая за окнами дома под фашистскими флагами смерть. Между тем, Гельвер, в силу своего психического состояния, поддается влиянию своего знакомого Гельберта, стремится быть как он — маршировать с нацистским флагом и скандировать «Сволочи!». Карла же оказывается перед выбором — отдать Гельвера этой смерти на растерзание либо же самой завершить земной путь своего приемного ребенка.

О том, как шла работа надо образами, рассказали актеры театра, в недавнем прошлом выпускники Ярославского государственного театрального института, Станислав Буров и Надежда Филиппова.

— Эту пьесу мы взяли на втором курсе института. Она оказалась очень сложной. Как и роль Карлы для меня. В ней сложно существовать. Но я мечтала стать актрисой, которая сможет такое сыграть. Мне и сейчас с ней непросто, спустя два года после премьеры. На третьем курсе мы выпустили спектакль, который вырос из нашей самостоятельной работы со Стасом. Наш мастер — Александр Сергеевич Кузин — сказал, что мы будем делать из этого спектакль. Мы его доработали, создали декорации. Тема фашизма — это только обстоятельства этой пьесы, а главной темой являются отношения этих двух людей, которые не являются родными, но друг другу очень близки, — делится Надежда Филиппова.

— Мы много посвятили времени анализу поведения таких людей, — рассказывает исполнитель роли Гельвера Станислав Буров. — Изучали их жесты, консультировались с врачом, встречались с людьми, как их принято называть «не такими, как все», хотя мне самому не нравится это название, особенно после работы над этой пьесой и ролью. Я также смотрел фильмы «Человек дождя», «Что гложет Гилберта Грейпа». Так складывался образ.

Свое слово после просмотра спектакля сказало и жюри фестиваля, отметив актерскую работу Надежды Филипповой, немного пожурив Станислава Бурова за излишний и потому не совсем правдоподобный уход в отображение физиологических особенностей персонажа. Кроме того, множество заочных вопросов в связи с решением образа Гельвера, а также изменением финальной сцены пьесы возникло у судейской комиссии к режиссеру спектакля — Александру Кузину.

Хуан и Маргарита

5 июня фестивальную программу продолжил Драматический театр «Тмуна» из Тель-Авива, показав на сцене Орловского театра кукол моноспектакль «Чилийская Луна» режиссера Йегудит Джинджер. Действие отсылает нас к событиям в Чили, временам диктатуры Пиночета.

Главный герой — профессор философии Хуан (исполняет Матан Премингер), ожидает свою пропавшую без вести возлюбленную Маргариту. Подвергшийся пыткам в тюрьме, лишившийся физического присутствия своей любимой женщины, он все же верит в то, что рано или поздно они встретятся.

Его философия, как он утверждает, проста — если ты когда-то был вместе с человеком, ты уже никогда не сможешь оказаться без него, даже в том случае, когда примешь решение его покинуть.

Он также верит в то, что лиловая чилийская луна родит новый мир, в котором каждый сможет полюбить своего врага, чтобы приблизить его к себе. А пока он рассказывает о своей философии людям, готовя их к этому новому миру.

Матан Премингер пластичен и харизматичен. На том и держится постановка.

***

Вечером, 5 июня, гости фестиваля увидели моноспектакль «Мать обвиняет» по пьесе чешского драматурга Карела Чапека «Мать» - монолог женщины, потерявшей мужа и пятерых сыновей в исполнении  актрисы московского театра «У Никитских ворот», заслуженной артистки РФ Марины Кайдаловой. Режиссер — Народный артист России Марк Розовский. О наших впечатлениях от постановки мы расскажем в следующем материале.

Между тем, впереди еще полтора дня фестиваля «LUDI».

С афишей события можно ознакомиться на InfoOrel.ru, а также на сайте театра «Свободное пространство».

Подготовили Ирина Крахмалева и Оксана Полуничева,
фото Олеси Суровых


Источник: ИА «Инфо-Сити», сайт InfoOrel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться