10 июня 2019 в 16:31 4211 0
Культура

LUDI-2019. Финальные спектакли. Гран-при – снова у Орла. Полосатый перфоманс

Вечером 7 июня на большой сцене театра «Свободное пространства» очередной, девятый фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI объявили закрытым. Зрителю показали финальный спектакль, и жюри открыло, кому достались награды по итогам фестивальной недели.

Фото: Олеся Суровых/«Пять звезд. Орёл»

Итоги

Немного фестивальной статистики. За 7 дней зрители и жюри посмотрели 12 спектаклей (11 из них оценивались в конкурсной программе). Всего три постановки – моноспектакли, из которых два – женских. Показы спектаклей проходили на сцене «Свободного пространства», Областного театра кукол и ОГАТа им. И.С. Тургенева. География участников такова: Россия, Израиль, Болгария, Австрия. В жюри были только женщины, впервые в состав судейской комиссии вошли орловчанки. Для артистов провели два профессиональных занятия – по сценическому и актёрскому мастерству. Два орловских театра показали свои работы и взяли заслуженные награды. Орёл в лице «Свободного пространства» вновь, в третий раз, решением жюри удостоился гран-при.

Все члены жюри высоко оценили организацию фестиваля, отметив работу орловской стороны. А член жюри Карине Ходикян даже поделилась со сцены наблюдением: приехав в Орёл на фестиваль в третий раз, она поймала ощущение, что как будто вернулась к родным, на отдых.

Лауреаты IX Международного фестиваля камерных и моноспектаклей LUDI

  • Гран-при фестиваля – «Вторая смерть Жанны д'Арк» (режиссёр Сергей Пузырев) Орловского государственного театра для детей и молодёжи «Свободное пространство» (Орёл, Россия);
  • Лучший моноспектакль – «Комедиантка» (режиссёр Невена Митева), Государственного театра кукол (Сливен, Болгария);
  • Лучшая мужская роль –  заслуженный артист Московской области Павел Конивец,  исполнитель роли Человека в спектакле «Мальчик примерный. Весело», областной театр драмы и комедии «ФЭСТ» (Москва, Россия);
  • Лучшая женская роль – Надежда Филиппова, исполнительница роли Карлы в спектакле «Ночь Гельвера» (режиссёр  – Нар. артист России Александр Кузин), Драматический театр под руководством Армена Джигарханяна (Москва, Россия).
  • Лучшая мужская роль второго плана – Народный артист России Виталий Стужев,  исполнитель роли Вестника, Корифея в спектакле «Медея» (постановка и сценография – Игорь Ларин), Государственный театр юного зрителя им. В.С. Розова (Ярославль, Россия);
  • Лучшая женская роль второго плана – Ольга Форопонова, исполнительница роли Татьяны в спектакле «Безмолвие» (режиссёр Антон Карташев), ОГАТ им. И.С. Тургенева (Орёл, Россия).
  • Лучший актёрский ансамбль – спектакль «Квадратура круга» (режиссёр-постановщик – нар. артист России, лауреат Государственной премии России Юрий Бурэ, режиссёр Алексей Воронцов), Государственный драматический театр им. А.С. Пушкина (Курск, Россия);
  • Лучшая работа режиссёра – Виктория Печерникова, театр на Таганке (Москва, Россия) за спектакль «Красная шапка»;
  • Лучшее музыкальное решение – спектакль «Сцены из деревенской жизни» (режиссёр  Ирина Продеус), Michael Chekhov Theater Lab Vienna (Вена, Австрия). 
  • За верность традициям – спектакль «Мать обвиняет» (режиссёр – Нар. артист России Марк Розовский), Государственный театр «У Никитских ворот» (Москва, Россия).

Сказка для взрослых

Спектакль «Красная шапка» по пьесе Жоэля Помра 6 июня представил Государственный театр на Таганке.

Эта психологическая сказка в постановке режиссёра Виктории Печерниковой пришлась по душе как зрителю, так и жюри. Она рассказала нам о взрослении девушки, её взаимоотношениях с матерью, а также о том, что не всегда человек оказывается человеку волком.

В частности, члены жюри отметили на обсуждении, что представленный материал отличается исключительной элегантностью, а режиссёр вместе с двумя актрисами – Анастасией Колпиковой и Юлией Стожаровой – проделали огромную работу.

Наталия Жукова, преподаватель и руководитель режиссерского курса ОГИК:

– Очень порадовал стиль – пантомима, лёгкость, оформление, существование актёров. Всё было очень гармонично. Очень было интересно смотреть на актерскую игру, на потрясающую пластику.

Марина Тимашева, театральный критик, театровед, журналист, радиоведущая:

– Страшная история оказалась сказкой о любви. Меня радует, что молодая режиссура не приходит к выводу, что мир катится в тартары. Изящный и элегантный, с абсолютным вкусом, спектакль. На всём протяжении спектакля нет ни одного отступления от настоящего и хорошего во всём – звуковом сопровождении, сценографии, в том, как работает свет, как работают актёры во всём этом. Нет ни одной уступки плохому вкусу.

Председатель жюри Нина Мазур, театровед, театральный критик, драматург:

– Сказка Шарля Перо стала всего лишь поводом для высказывания Жоэля Помра. Что он хотел нам сказать? Мама – волк, бабушка – бывший волк, девочка – тоже волк, станет им. Это женщины, вынужденные обреченно ходить по кругу злобного бесчеловечного отношения между поколениями. Такова нехитрая мысль драматурга. Но русская душа женской группы создателей этого спектакля вступила в противоречие с жестким французским пессимизмом.

Видимо, из-за этого противоречия в финале спектакля молодая женщина, в которую выросла девочка, не превращается в волка, а обнимает мать и, как было сказано со сцены, селится недалеко от неё, чтобы всегда быть рядом.

Пожалуй, мы в полной мере согласимся с этими мнениями о постановке. А также отметим, что в итоге позиция жюри отразилась и на номинации, которую заслуженно завоевал спектакль «Красная шапка», - лучшая работа режиссера.

Выбор в пользу жизни

Днём 7 июня один театр кукол принимал на своих подмостках другой: Орёл посетили болгары из Сливена. Государственный театр кукол (режиссёр Невена Митева) привёз к нам на фестиваль многожанровую постановку «Комедиантка».

Действительно, определить границы, в которых существует артистка Мая Бежанска, непросто. Здесь есть элементы драмы, скетча, телешоу (в части, когда Бежанска переходит на русский и обращается к залу, особенно к его мужской части, с забавным коротким монологом о том, каково это – быть беременной), кукольного театра…

Мая одна играет заглавную роль – актрисы (такой метатекст со сцены), а также изображает (с помощью тряпичных голов и собственного голоса) своего супруга, врача в клинике, директора театра, подругу по актёрскому цеху. И – зарождающуюся жизнь, которой она позволила сохранить своё право на присутствие в этом мире.

Спектакль был на болгарском, с субтитрами, но сюжетную канву и эмоции зритель, уверены, мог понять и без перевода. А сюжет таков: артистка, которой под сорок, забеременела. И теперь решает, как быть, рожать ли. Для неё проблема поставлена в таком гамлетовской ключе. За спиной вроде бы устоявшаяся жизнь, какая-никакая карьера, хоть директор театра всё время и сомневается в уровне её профессионализма. Вдобавок – показания врачей, рекомендации сделать аборт.

И вот в этот сонм голосов, ещё больше вносящих сомнения в героиню, вмешивается пение… в животе. Бабочки в животе – это ощущение придёт потом, а пока героиня начинает переживать внутреннюю борьбу с плодом внутри себя – показано это всё в виде то ли танца, то ли спортивных приёмов.

Как выясняется, певчий голосок – это будущий ребёнок, и слышит его только будущая мама. Откровением звучит короткая брошенная фраза: «Если у меня будет ребёнок, значит, я буду… мамой?..»

Темпоритм спектакля бешеный, хотя самого действия не так уж и много: артистке постоянно приходится вести диалоги (с мужем, врачом, директором театра, подругой) и молниеносно в своих персонажей перевоплощаться. Мая делает это виртуозно, не забывая смешить публику забавными приёмами вроде разговора с тряпичной головой, надетой на ногу, или мужскими интонациями в голосе, заливистым женским смехом.

Впечатлила лаконичная сценография, оформленная на цветовом контракте: одежда артистки чёрная, а фон (он же ширма, занавес, пространство между сценой и зрителем, врачебный кабинет) белый. Когда от решения об аборте женщину отделяют считанные минуты и фактически одна инъекция, на сцену проливается густой цвет боли и страха – красный.

На наших глазах героиня Маи делает решительный шаг в сторону сохранения малыша, уже зная, что он будет особенным, с «лишней» хромосомой. Начинала она свою историю как скованная женщина, совершавшая неуверенные попытки жить (чёрная повязка на глазах, узел-свёрток с будущим чадом, который она словно готова бросить, оставить на промысел божий). А потом перед нами – распахнутые крылья бабочки и танец счастья, на двоих с малышом, торжество жизни. Работа болгарского театра отмечена в номинации «Лучший моноспектакль».

Улыбайтесь!

Весело – это слово категории состояния. В случае с героем постановки, которую на фестиваль привёз Областной театр драмы и комедии «ФЭСТ» (г. Москва). Она о том, что мы родом из детства. О взрослом взгляде на наш прекрасный детский мир, в котором много игр, радостей, познания и искренности. Об отношениях с родными и со сверстниками, о дружбе не только с людьми, но и неодушевлёнными предметами.

Это такой способ для каждого из нас поностальгировать о прекрасной, лучшей версии себя. Только без щемящей тоски, без унылого «ах, вот тогда было… а сейчас...». Вспомнить – значит, оживить, продлить существование в нас самих ребяческого озорства, смелости, умения любить жизнь во всех её проявлениях.

Актёрский дуэт заслуженного артиста Московской области Павла Конивца и заслуженной артистки Московской области Наталии Ларюниной являет собой пример разговора Человека со своим внутренним «я» и вовлекает зрителя в занимательную игру, обрисованную как череду забавных ситуаций, курьёзных историй.

Мальчику непримерному, которому всегда весело, памятник ставить не надо – нужно дать ему иногда прорываться в наше актуальное настроение, независимо от возраста. Любить в себе того ребёнка, который, если разобраться, таится в каждом из нас, и оберегать от излишней взрослой суровости. Авторский текст очень терапевтичен, сродни, кстати, внутренним монологам авторского «я» Евгения Гришковца. В нём много самоиронии, теплоты и светлых эмоций.

Спектакль «Мальчик примерный. Весело» закрывал фестиваль. В финале зрительный зал с помощью ладоней раскрывает невидимые зонтики, спасаясь не от воображаемого дождя, а улыбаясь тому, что кто-то вовремя подсказал, в чём счастье, выражая солидарность с тем, кто вышел на прогулку в любую погоду в состоянии, когда – ВЕСЕЛО. Павел Конивец сорвал заслуженные аплодисменты и признание жюри в номинации «Лучшая мужская роль».

«Полосатая» поддержка фестиваля

В этот раз, как и год назад, мощный позитивный заряд гостям и зрителям фестиваля придавала труппа «Свободного пространства», переодетая в полосатых участников клоунады. В чёрно-белых костюмах с красным акцентом, загримированные, они были не просто массовкой – каждый держался в той или иной роли, активно общаясь с аудиторией. Артисты открывали фестиваль, показывали остроумные пантомимы и разыгрывали мини-сценки перед показами спектаклей, несли весть о фестивале по улицам Орла, напоминая его жителям и гостям, какими идеями дышит театральная общественность первую неделю июня.

«Полосатой поддержке» доверено было фестивальное действо закрыть. Сначала вышли в люди, в зал, потом собрались на сцене и своими трепетными бабочками-сердцами делились радостью встреч и грустью расставаний с каждым из нас. Потом мелькали в комедийном видеосюжете и, наконец, отпуская в небо белые шары, уехали – в прекрасное далёко?..

Автором и режиссёром театрального перфоманса в честь фестиваля выступил главный режиссёр «Свободного пространства» Сергей Пузырёв.

Фестивальная неделя объявлена свершившейся. И зрителю уже хочется нового знакомства с праздником театрального искусства.

Уверенность в том, что десятому фестиваль камерных и моноспекталей LUDI суждено быть, выразил и первый заместитель губернатора и председателя правительства Орловской области Вадим Соколов, от имени руководства региона наградивший благодарностью театр-лабораторию Michael Chekhov Theater Lab за развитие и укрепление международных культурных связей:

«Пролетели семь дней, и сегодня мы прощаемся, но, я очень надеюсь, ненадолго, с этим замечательным явлением в творческой жизни Орловщины, которым по праву стал фестиваль LUDI.. Дорогие друзья, фестиваль завершается, но я убежден, что те добрые чувства и трепетные отношения, которые здесь появились, останутся в сердце каждого его участника, всех зрителей спектаклей. Я убежден, что эта частица теплоты, искусства театра, безусловно, заставит подумать и сохранится до следующего фестиваля».

Что ж, пусть так и будет. Мы готовы ждать тебя, X Международный фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI!

Ирина Крахмалева, Оксана Полуничева,

фото Олеси Суровых


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться