18 октября 2013 в 10:04 3775 5
Культура

«Жизнь и творчество экстраверта» Жанны Анатольевны Травинской

16 октября в Орловском краеведческом музее открылась персональная выставка произведений Жанны Анатольевны Травинской, посвящённая 50-летию её творческой деятельности.

Так сложилось, что этот юбилей совпал с 50-летием орловской керамики и 15-летием ЗАО «Орёлкерамика».

На открытие выставки прибыли художники, представители интеллигенции, общественности, почитатели таланта и друзья Жанны Анатольевны Травинской.  Много тёплых слов благодарности и восхищения прозвучало в этот день. Был показан отрывок документального фильма, в котором художница рассказывает о начале своего жизненного пути, о том, как она впервые по-настоящему увидела орловские деревья – женственные и тонкие – после поездки в Алтай, о том, что орловские корни ею ощущались даже до переезда на родину отца, когда она еще жила в Украине. Нежданно-негаданно некий посетитель выставки нечаянно-отчаянно разбил вазу Жанны Анатольевны. Все разом воскликнули: «На счастье!». Художница не подала вида, что огорчилась и лишь заметила: «Понятно, что на счастье, только это был музейный экспонат».

Жанна Травинская - художник декоративно-прикладного искусства, керамист, график. фитодизайнер, основоположница художественной керамики в Орловской области. Член союза художников СССР с 1964, России - с 1975 года, член правления Орловского Союза художников (1990-1991; 1996-2006) и Российского творческого Союза работников культуры с 1991 года.

В начале 1960-х годов по её инициативе на поток комбината бытового обслуживания было поставлено производство керамической домашней утвари и сувенирной продукции. В 1964 г. на 1-ой зональной выставке «Край Черноземный» в г. Воронеже орловская керамика заявила о себе. В 1967 г. она была представлена на Международной выставке в Монреале (Канада). Множество произведений Жанны Анатольевны – керамические декоративные панно, пласты, блюда, вазы – украшают интерьер дворцов культуры, детских садов и других общественных зданий. Работы художницы так же можно встретить в  областном краеведческом музее,  Орловском музее ИЗО, Государственном музее И. С. Тургенева, музее-заповеднике «Спасское-Лутовиново», Алтайском музее ИЗО, Бийском музее им.Бианки, Дебальцевком музее, краеведческих музеях Мценска, Болхова, Ливен, Мироновской картинной галерее, музее гр.Комаровского, частной галерее «Про-Ми-Арт» в Рязани, а также в частых коллекциях в США, Германии, Швейцарии, Болгарии, Кореи, Ливана, Польши, Израиля, Франции, Швеции, Чехословакии, Украины, Узбекистана, Киргизии.
Особое внимание Жанна Анатольевна Травинская всегда старалась уделять молодым художникам: проводила с ними семинары, совместные творческие акты, выставки. В 1991 г. она создала народную передвижную картинную галерею РСТРК.

Название выставки – «Жизнь и творчество экстраверта» – отражает важную черту личности художницы: её произведения яркие, лиричные, наполненные светом и теплотой. По словам Жанны Анатольевны, ее художественный мир всегда наполнен чем-то очень личным, она как бы выплескивает свои сокровенные впечатления, делится ими, приумножая прекрасное, доброе, радостное. Представленным в экспозиции керамике и гравюрам свойственны лёгкие, перетекающие линии, яркие краски, любование красотой, невзыскательным богатством и полнотой окружающего мира.  Искусство Жанны Анатольевны Травинской созерцательное и жизнеутверждающее. 

Анна Дулевская, фото автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


  • k537021
    Жанну Анатольевну знают в Орле все художники и работники культуры, и она сама тоже знает всех!

  • k537021
    АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ.

    Утонул табун коней в неба сини,
    Петухи нам гимн поют о России!
    Я не знал, что может быть глина в красках,
    Как зовёт она мечты в сказку,
    Я не ведал, как в руках зреет чудо,
    Только образы любви помнить буду.
    Утонул табун коней в неба сини,
    Петухи нам гимн споют - о России!
    Лим Аркейн, 2007 год.

    В 1963 году мы, то есть, я - Травинская Жанна Анатольевна и мой муж - Ким Дмитрий Андреевич закончили учёбу на отделении "Художественная керамика" (первый выпуск) Абрамцевского художественно-промышленного училища и по распределению собрались ехать в город Абакан. После защиты дипломных проектов "Прибор для холодных напитков", который был взят как образец в Торговую Палату) мы на некоторое время задержались в Абрамцево. В один из летних дней я поехала в училище, в Хотьково. Меня просили сдать "партийные дела", так как я была заместителем секретаря собраний. Когда я поднялась на второй этаж, мне навстречу выбежала педагог по скульптуре Виноградова и, держа в руках бумагу, возбуждённо заговорила: "Ты не встречала почтальона? Только что принесли телеграмму из Орла, просят двух специалистов. Вот чудаки! Все уже разъехались по распределению, где мы можем им найти специалистов? Может, вы возьмёте перераспределение?"

    Телеграмма из Орла за подписью председателя облисполкома Свешникова перевернула всю мою жизнь! Я в Орле никогда не была, но с детства он вошёл в меня рассказами бабушки и папы о родном и любимом ими городе. Бабушка, дворянка из Новосиля - Успенская Нина Павловна, вышла замуж за помещика Травинского Алексея Ивановича из Покровского, где родился Травинский Анатолий Алексеевич, мой отец. Но после революции дом в Покровском дедушка отдал добровольно.

    Жизнь забросила моего отца на Донбас, в город Дебальцево, где он встретил молодую красивую украинку, мою маму Нину Родионовну Полупан и прожил с ней почти пятьдесят лет, народив трёх детей. Каждый год в отпуск родители ездили в Орёл на улицу Черкасскую - 61, где был собственный дом моего отца. В Орёл меня никогда не брали, так как я была очень болезненная в ту пору. Возвращались домой всегда счастливые, полные впечатлений. Вечерами во время чаепития я слушала рассказы об Орле, Новосиле, Мценске, Болхове. О людях, о быте, о природе. Эти рассказы, как сказки вошли в меня прочно и, когда мне предложили Орёл, я, не раздумывая, и, не советуясь с Дмитрием, сразу решила, что берём Орёл на жительство. Тут же переоформили все документы, в Абакан отправили письмо с извинениями.
  • k537021
    Жанна Травинская

    После окончания Абрамцевского художественного училища я и мой муж Дмитрий Андреевич Ким приехали в Орёл по приглашению председателя облисполкома И. П. Свешникова создавать орловскую керамику. Это было летом 1963 года. Встретил нас заместитель начальник бытового обслуживания В. И. Сотников. На следующий день нас познакомили с председателем орловской организации Игорем Ароновичем Круглым. Он рассказал нам об орловских художниках, предложил принять участие в готовящейся областной выставке и посоветовал посмотреть роспись в кинотеатре "Победа", выполненную художниками братьями Курнаковыми. Сказал, что это событие в культурной жизни города.
    Встреча наша проходила в выставочном зале СХ, который находится в торговых рядах (потом в этом помещении был магазин "Разград"), мы оттуда пошли пешком через Орлик в "Победу".
    Роспись произвела на нас, молодых художников, огромное впечатление. Мы долго ходили по вестибюлю и рассматривали панно с многих точек, были поражены размерами, сюжетом и композиционным решением многофигурной росписи. Так впервые мы узнали о талантливых орловских художниках - братьях Курнаковых.
    Мы работали и жили на комбинате бытового обслуживания в Щекотихино, создавая производство орловской керамики и новые образцы. однажды нам позвонил И. А. Круглый. Он интересовался нашими творческими успехами, сообщил, что готовится 1-я зональная выставка в Воронеже, нам необходимо показать свои работы. Члены правления приедут к нам и отберут керамику на выставку.
    На следующий день приехали И. А. Круглый, В. А. Дудченко, А. И. Курнаков. Андрей Ильич был внимателен к нам, с интересов рассматривал новые образцы, давал профессиональные советы. Правление отобрало работы для выставки. Мы не поехали на открытие выставки и И. А. Круглый после рассказывал нам, что наша керамика была заметна средь многих других произведений из других городов и секретариат союза художников принял нас кандидатами в члены СХ. Одновременно мы стали и и членами художественного фонда. Как-то И. А. Крулый позвонил нам и просил приехать в художественный фонд на худсовет. Леонид Ильич Курнаков должен был показывать эскизы значков и эскиз занавеса для театра. Но в худсовете не было ни дизайнера, ни прикладника. Правление ввело нас. Узнав об этом, Леонид Ильич захотел нас увидеть и познакомиться. Мы, конечно, не стали делать никаких замечаний, чем расположили к себе, и наши отношения все годы были дружественными и доверительными.
    Помимо собрания художников, которое проходило в музее И. С. Тургенева. Братья Курнаковы выделялись своей творческой аурой и, конечно, красотой. Особенно были красивы у них руки - сильные, пластичные руки интеллигента. После собрания Леонида Ильича окружили музейные работники, разговор шёл о творчестве художника, о его работах. Когда он ушёл, ему вслед с восхищением сказали: "Какой талантище!" Как-то летом нас с Кимом пригласил директор фонда, Владимир Тимофеевич Никушев. Мы приехали. В кабинете Никушева сидел Леонид Ильич Курнаков, на столе стояли модели мелкой пластики в пластилине. Леонид ильич задкмал проиллюстрировать "Записки охотника" И. С. Тургенева скульптурными композициями в керамике. Над тургеневской темой Леонид Ильич работал давно. Известная скульптурная "И. С. Тургенев на охоте" уже стояла на вокзале, модель этой композиции высотой сантиметров 30-35 отливалась в особой мастике и тиражировалась в мастерских художественного фонда. А теперь мы увидели иллюстрации к произведениям "Свидание", "Певцы", "Бирюк". Композиции продуманы с учётом перевода в керамический материал, но там были тонкие и изящные детали. Так как у нас производство керамики ещё не было отлажено, страдала технологическая база, выполнить в материале такие тонкие детали представляло возможности. Об этом мы указали автору. Он очень огорчился и просил всё-таки попробовать. Чувствуя, как ему важно увидеть своё детище в керамике, мы согласились. Дмитрий Андреевич, мастер по снятию форм с особо сложных моделей, снял многопусковые формы. Я отлила из шлипера, обожгла утель. Потом покрыла медной зелёной глазурью. Конечно, все тонкие детали были "смыты" грубой глиной и глазурью. С каждой модели я сделала два экземпляра: один - автору, второй - в художественны фонд. Увидев результат, Леонид Ильич больше к этому вопросу не возвращался. Фондовские экземпляры стояли в шкафу в кабинете директора многие годы. Директора менялись...

    Страница Жанны Травинской на Проза ру http://www.proza.ru/avtor/jak537021
  • ДИМ0Н
    Цитата k537021:
    Петухи нам гимн поют о России!
    .
    Верно подмЪечено.
  • k537021
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.


Отзывы о ресторанах18+


Мы используем сервис „Яндекс.Метрика“, который использует файлы „cookie“. Подробнее здесь
Вход
Регистрация
Восстановление пароля

Пожаловаться