31 марта 2011 в 16:20 1783 0
Культура

Ждали мушкетера, а приехал Смехов: в Орле состоялся вечер Вениамина Смехова

29 марта в «Сводобном пространстве» состоялся вечер известного актера театра и кино, режиссера, драматурга, публициста, народного артиста России Вениамина Смехова. По его собственным словам, творческая программа была признанием в любви к русскому языку.

Граф Атос - орловский князь

Орловцев Смехов встретил как хороших друзей. С благодарностью за то, что город соответствует своему красивому названию. Оказалось, что знаменитого актера с Орлом связывают некие судьбоносные нити. Так, в новом кинофильме «Продавец игрушек» Ю. Васильева Смехов играет роль... орловского князя. И там же фигурирует образ нашей гордой птицы – москвичи сделали точь-в-точь такого же «товарища», что и у нас на Привокзальной площади. Выяснилось, что у Вениамина Борисовича есть в друзьях и наши земляки. Народный артист России Федор Чеханков попросил Смехова передать сердечный привет нашему городу, свой малой родине, когда узнал, что актер туда едет. Смехов с особой трогательностью вспомнил прошлое Орла, связанное с Великой Отечественной войной, - как дань памяти об Орловско-Курской дуге на творческом вечере прозвучали стихи Бориса Слуцкого и фрагмент из поэмы Александра Твардовского.

Урок большой русской поэзии

По рассказам самого Смехова, актер из него получился именно благодаря любви к чтению стихов, особенно Маяковского: не было бы поэзии - не было бы театра. Но какой необыкновенный синтез получился в результате! Что ни поэтический текст - то новая роль. Орловский зритель в первом отделении двухчасовой творческой программы лицезрел своеобразную интерпретацию А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и еще нескольких миниатюр классика, сравнил раннего и позднего Маяковского, узнал о судьбоносном грозовом дне 1957 года при поступлении актера в Щукинское училище, когда тот читал отрывок из поэмы «Облако в штанах». Смехов читал запрещенные советской властью стихи Игоря Северянина, исполнил произведения Саши Черного в тех интонациях, которые были характерны для Корнея Чуковского. Становилось понятно, что «серебряный век» - совершенно особый для Смехова пласт культуры, который он открыл для нас «юмористическим ключом». Пастернак и Ахматова не любили актерского исполнения стихов. Но нас, актеров любимовской школы, говорит Смехов, заставили любить строку. Особенно ту, в которой есть «музыка, юмор, чувство сострадания, фольклор, кино». Как в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» - Смехов прочитал из нее отрывок «Поединок». И признался, что в 8 классе получил премию за правильное художественное чтение – но в Орле намеренно читает «неправильно», так чтобы раскрыть сущность поэтического текст, в котором, как в «Евгении Онегине», есть всё.

Фамилия обязывает

Внимание актера к юмору не случайно - фамилия обязывает, пошутил Смехов. Многие его знают по фильму «Три мушкетера» (все мы тогда, сообщил Смехов, называли этот фильм «Три мушкетера и один Боярский»), по роли графа Атоса. Впрочем, как говорит сам актер, тему кино он не очень любит (наверное, потому что уже всё об этом рассказал, а его продолжают спрашивать) и вообще считает себя артистом театра. Поэтому на вечере он решил рассказать зрителю только забавный момент, случившийся во время съемок, - о том, как учился скакать галопом перед камерой на якобы старом и смирном коне и что из этого вышло. А потом снова принялся читать. Сначала - «хорошее письмо хорошим людям». Тут Смехов «в лицах» проинсценировал письмо своих друзей Золотухина и Высоцкого, когда те снимались в «Хозяине тайги» и «чахли и сохли без удобств и информации», а он сам сидел в Москве с маленькими дочками. Высоцкого нельзя объяснить, юмор в его стихах – это все то, что прирожденный комедиант не доиграл в театре, вспоминал и делился соображениями с орловцами Смехов. А потом решил проверить ум публики... милиционерами! То есть читал сочинения Дмитрия Пригова – про милиционеров, шахтеров, аэрофлот... И был поражен адекватным чувством юмора у собравшихся. Значит, можно добавить собственных «эйфоризмов» - тоже пошли на «ура». А потом задушевно поведать о том, как Николай Эрдман читал пьесу «Самоубийца», и исполнить один фрагмент. А завершить программу Смехов пожелал при включенном свете поэтическими строками «Да здравствует солнце» светила русской поэзии, А.С. Пушкина.

Послесловие

Орловские журналисты, оставшиеся на послесловие вечера в виде пресс-концеренции, узнали о том, что Вениамину Борисовичу Смехову особенно дороги театральные работы в спектаклях «Послушайте!» (Маяковский), «Час пик» (Максимович), «Мастер и Маргарита» (Воланд), «Дом на набережной» (Глебов), а когда-то была мечта сыграть Дон Кихота. Для него и его единомышленников театр - это «храм, куда люди служить приходят». О том, что для Вениамина Борисовича писательство (первая повесть Смехова «Служение муз не терпит суеты» появилась в 1976 году) – естественный каждодневный труд. И служит этот человек не только музе театра, но и «богу русского языка», и весь тот вечер, свидетелем которого мы стали, был одно сплошное признание в любви к «божественному» русскому языку. Самые лучшие работы Смехова, по его признанию, получаются на заказ - так было и со сценарием к фильму «Али баба и сорок разбойников» (которые заказали С. Никитин и С. Берковский), так стало и с русским переложением «Красной шапочки» Полла Паттерсона (его заказал дирижер Евгений Бушков). Сегодня Смехов является автором телевизионной программы «Таланты и поклоннники» и всякий раз радуется возможности приблизить к себе образы великих творческих личностей, чтобы заглянуть в глубину их таланта.

Ирина Крахмалева, www.infoorel.ru

фото и видео автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться