28 мая 2015 в 14:23 4435 0
Культура

«Алые паруса»: о мюзикле, бегущем по волнам времени

В минувшие выходные журналисту сайта InfoOrel.ru удалось побывать в столичном театре «Русская песня» на премьерном показе мюзикла «Алые паруса» в Москве.

Интересно было наблюдать за постановкой режиссера Светланы Горшковой, приглашенной для работы над проектом компанией «Русский мюзикл», еще и потому, что в свое время в 2011 году мюзикл «Алые паруса» по мотивам повести Александра Грина был поставлен в орловском театре «Свободное пространство» (реж. Александр Михайлов).

Повесть-феерия Александра Грина в нулевые привлекла к себе внимание композитора Максима Дунаевского. Тогда и родился материал для мюзикла. Авторами либретто и текстов песен стали Михаил Бартенев и Андрей Усачев. Впервые мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» был поставлен на сцене Российского академического Молодежного театра режиссером Андреем Бородиным. После этого «Алые паруса» ставились более чем в 20 региональных театрах. Отметим, что орловское «Свободное пространство» вошло в число пионеров, поселивших на своих подмостках героев Грина. И, кстати, у орловской публики «Алые паруса» всегда пользовались успехом. В настоящее время показы мюзикла временно приостановлены из-за реконструкции театра.

В 2013 году компания «Русский мюзикл» представила в Московском театре мюзикла на суд публики свою  первую версию «Алых парусов». Постановка режиссера Дмитрия Белова поразила публику своим бродвейским масштабом. Многотонные сценические конструкции, решение пространства и образов в стиле кибер-панк заставили по-иному зазвучать романтическую историю, придуманную Грином. Действительно, как и было задумано композитором и авторами текстов мюзикла, Ассоль на пути к счастью приходится сталкиваться с множеством препятствий и жестокой действительностью, но в наивысший момент отчаяния, как и положено в сказках, судьба награждает девушку, мечта сбывается и к Ассоль приходит Грэй под алыми парусами.

2015 год ознаменовался новым витком в развитии событий вокруг данного театрального произведения. Стремясь сгладить углы, вернуть истории Ассоль ее гриновское звучание, приблизить «Алые паруса» к формату семейного шоу, облегчить сценографию, создав более мобильную версию, компания «Русский мюзикл» выпустила новую версию постановки (режиссер - Светлана Горшкова). На этот раз домом для мюзикла стала сцена Театра «Русская песня». В июне «Алые паруса» будут демонстрироваться в Москве, в июле – в Санкт-Петербурге, в августе – в Сочи.  Далее в планах «Русского мюзикла» – выезды с данной постановкой на гастроли в регионы страны.

Дмитрий Калантаров, продюсер мюзикла: 
- Мы будем анализировать площадки, на которые могли бы поместиться. Впрочем, можно говорить о том, что любой полноценный драматический театр – это площадка вполне подходящая. Первая версия мюзикла была очень тяжелой и масштабной. Сцены, которые бы ее вместили, в стране можно пересчитать по пальцам. В этот раз мы пытались сделать декорации настолько технологичными, чтобы они могли быть свободно освоены артистами и у зрителя при взгляде на них складывалась определенная художественная картинка. Таким образом, реализация этого сценографического решения на другой площадке абсолютно реальна. Мы общаемся сейчас с большим количеством регионов на предмет сотрудничества и реализации нашего проекта «Weekends musical» (когда мюзикл отыгрывается несколько раз в течение трех дней на одной городской площадке). По сути, главное, что нам нужно – это его социальная реклама. Понимая, в каких сложных условиях приходится работать регионам в кризис, мы просим исключительно посильной поддержки от региональных правительств. Думаем, что уже в октябре мы сможем выехать с «Алыми парусами» в те регионы, где сотрудничество будет налажено.

«Алые паруса», спродюсированные «Русским мюзиклом», – яркое явление синтетического театра. Мощное и качественное исполнение музыкальных партий, работа хореографа и акробатического ансамбля, оригинальная сценография:  декорации представляют собой неизменно находящийся в движении, как и само море, конструктор – все это немедленно подкупает и заинтересовывает зрителя и… удерживает его внимание до самого финала.

Кстати, о впечатлениях. Своим восприятием увиденного в мини-рецензии поделилась с сайтом InfoOrel.ru одна из зрительниц:

«Давайте начнем с очевидного. Феерия Александра Грина «Алые паруса» не имеет никакого отношения к жизни (тем она и хороша). Мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» не имеет никакого отношения к «Алым парусам» Грина. И можно было бы с легкой душой завершить силлогизм (мол, мюзикл «Алые паруса» – сама жизнь, какая она есть), если бы не этот мольеровский финал с неожиданным явлением героя на корабле с алыми парусами. Явлением, не мотивированным ничем, кроме долгого ожидания героини. Потому что весь визуальный ряд «Алых парусов», вся его сценография и хореография направлены на то, чтобы показать – Он не придет. И больше того – Он не существует. А существует – что?..

...Атмосфера – гнетущая, тяжелая. Цвета – серый, темно-синий, грязно-белый. Движения массовки – дерганые, рваные, как у больных физически или душевно. Работа – трактир, трактир – работа. И море – давшее мало и взявшее почти все, что было. И несколько людей, живущих на берегу этого моря. Несколько людей, все еще похожих на людей…
Что касается людей. Будем честными: никто не ждет от артиста мюзикла глубокого, драматического проживания своей роли. Не ждала этого, сидя в зрительном зале, и я. Но двое исполнителей удивили и обрадовали чрезвычайно – Максим Заусалин (Священник) и Елена Моисеева (Мать Меннерса). Пели оба замечательно – и играли замечательно. Два мировоззренческих полюса. Две актерские удачи.
Неоспоримый факт: мюзикл должен петься. Он должен звучать в твоей голове, когда ты выходишь из зала, когда ты ложишься спать, на следующий день и даже через неделю. Мюзикл «Алые паруса» поется – да еще как! Он очень хорош музыкально. И концепцию его моя «сегодняшняя» душа спокойно принимает. Понятно стремление авторов дать первоисточнику новое направление, приблизить его к жизни, «обогатить современными коллизиями». Но что-то мешает «Алым парусам» сложиться в единую смысловую картинку. Хотя визуально эта «картинка» вполне себе складывается».

А вот что говорят о своем детище его "родители".

Евгений Загот, музыкальный руководитель: 
- Это не первая постановка «Алых парусов» в России. Каждая постановка, конечно, должна чем-то отличаться от других. Особенность нашей – в акценте на музыкальный материал, музыкальную драматургию, в простой и одновременно эффектной сценографии, которая не отвлекает от главного. Я бы сказал, что это самая близкая к Грину постановка. Говорю это, потому что участвовал не в одной постановке. Она светлая. Между музыкой и текстовым материалом есть некий раздрай. Музыка тянет в одну сторону, а слова песен, либретто – в другую. Это сложносочиненная идея, разные векторы которой каким-то чудом сложились во что-то настоящее и стоящее. У режиссера всегда возникает вопрос – за чем мне идти? За формой? За настроением? Или за смыслом, содержанием? Мне кажется, что наш режиссер пошла от настроения. А настроение  у самого Грина, философия «Алых парусов» – светлые.

Светлана Горшкова, режиссер-постановщик: 
- Я благодарна судьбе за то, что соприкоснулась с этим материалом. В мюзикл был очень большой кастинг. Артисты, работающие на этой площадке, - профессионалы, участвующие во многих других мюзиклах в разных городах России.

Станислав Беляев (исполнитель роли Меннерса):
- Мы все ищем счастье. Даже самые циничные и жесткие люди, оставшись с собой наедине, признаются себе в том, что живут ради этих поисков. А мы, актеры, ждем дней в календаре, когда в наших расписаниях стоит мюзикл «Алые паруса». Ждем, чтобы прийти сюда и стать частью этого материала, потому что он, этот материал, делает нас счастливее, воодушевляет. Я надеюсь, что наши зрители тоже ощущают это  и становятся счастливее.

Конечно, лучше один раз увидеть зрелище своими глазами, чем сто раз о нем услышать. Надеемся, что орловскому зрителю в ближайшем будущем удастся ознакомиться с постановкой «Русского мюзикла» и составить о ней собственное мнение.


Оксана Полуничева, www.infoorel.ru,
фото пресс-службы мюзикла «Алые паруса»

 


Источник: ИА «Инфо-Сити», сайт InfoOrel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться