Автор
Тема

Наблюдающий
"Изгнание" Звягинцев
Посмотрел фильм. Хотелось бы обсудить с теми кто видел и желает об этом говорить.

Для того, чтобы как-то начать разговор, приведу часть своей переписки с приятелем с которым мы частенько обсуждаем хорошее, серьезное кино.
Мнения у нас разделились. Мне, как человеку которому не понравился фильм, было бы интересно узнать во всех подробностях чем этот фильм привлек, чтобы попробовать еще раз разобраться, что есть, чего нет, чт о лично я не увидел, не допонял..

>> Сегодня вместо праздничной программы по ТВ (в честь Старого Нового
>> года), предпочел посмотреть фильм "Изгнание" Звягинцева.
>> Фильм вызвал некоторое неудовлетворенное состояние.
>> Не могу сказать, что он мне понравился, потом залез в интернет,
>> почитал заметки, какие-то моменты прояснились, но все же целостного
>> впечатления не осталось. В попытках осмыслить фильм, улавливаются
>> отдельные евангелиевские моменты, но все равно история кажется
>> ненастоящей и даже абсурдной, несмотря на оглашенную автором
>> универсальном вне временных и вне территориальных обстоятельств.
>> Видел ли ты этот фильм? Хотелось бы обсудить.

AV> По интересному стечению обстоятельст я как раз вчера тоже
AV> посомтрел этот фильм.

Чувствуется мне, обстоятельства эти не случайные.. :)

AV> Вернее, пересмотрел. И знаешь, что отметил?
AV> Со второго раза прояснились многие казавшиеся спорными моменты
AV> (видимо,в первый раз настроение было не под это кино). Работа
AV> блестящая! Абсурдности я в ней не нахожу, главная тема - именно
AV> универсальность, причем универсальность не только во времени и
AV> пространстве, но и в событиях фильма. Главный герой погружается в
AV> Изгнание: он, будучи рассудительным и до предела жестким
AV> человеком, убивает в себе все чувственное, что могло бы насытить
AV> жизнь, и расплачивается за это гибелью ближайших людей.

Цепь роковый событий наталкивает на мысль о изгнании, но все равно для
меня это выглядело как-то неубедительно. Ни евангелиевские подсказки,
которые, по сути подсказками и не являются, а являются скорее
разрознянными деталями каких-то смыслообразующих идей (дочка Ева и яблоко,
дети собирающие пазлы в евангелиевский сюжет), ни мотивы культа семьи,
одинокого дома, смирения и длинной извилистой дороги к стенам церквушки,
ни прямая указательность на созидание простого человеческого счастья в
лоне провинциальных пейзажей с затейливой суетой детишек перед домом.
В центре внимания - внутрисемейные отношения. И вот тут когда
пытаешься выстроиться определенную, пускай не четкую, пускай не
последовательную, но правдивую историю, - правдивой я ее назвать не
могу и меня это больше всего расстраивает. Авантюра с придумыванием
"сторонней" беременности в реальной жизни не может быть доведена до такого клинического
состояния. Вера покончила собой. Даже в случаях полного
духовного одиночества, люди находят моральную опору или мотивацию; кто в вере, кто в творческой самореализации,
кто в бутылке, кто еще в чем.. вариантов много. На то, чтобы оставить своих детей
без матери - не пойдет ни одна психически нормальная женщина.
И вообще это не по христиански.
В эпизоде Вера пожаловалась своему другу, что не находит
взаимопонимания с мужем, - да, елки-палки, нормальная, расхожая
ситуация. По сути - все люди одиноки, и далеко невсегда мы находим в
близких людях тонкого проникновенного понимания и утешения.
Где проявился их семейнымый кризис, как я могу это увидеть в фильме?
Тяжелые, перегруженые однообразием планы, скупые посылы.

AV> Изгнание: он, будучи рассудительным и до предела жестким
AV> человеком

Рассудительный - это неплохо, а вот жестокости я в нем не увидел.
Или ты имеешь ввиду тот момент, когда он ударил жену, узнав с ее слов,
что она ему изменила? Или тот момент, когда дети об этом говорят?
Ну не повод это упрекать человека в жестокости. Вообще фильм не дает
возможности подробно разобраться в главном герое. И еще в фильме нет
предыстории, она никак не показана. Что это за семья, почему они сюда
приехали.. и т.д.

AV>убивает в себе все чувственное, что могло бы насытить

Каким образом он убивает? По-моему, напротив, он по-отечески
внимательно относится к детям. Вспомни моменты разговора по телефону.
И еще очень важный момент - он принял решение простить жену.

AV> Возврата
AV> из этого Изгнания нет: герой не переосмысливает случившееся, он
AV> даже не потрудился организовать похороны, и ушедшие от него люди
AV> канули в Лету навсегда, будто бы их и не было...

Ну доподленно мы об этом не знаем, канули или нет.

AV> Дети для него -
AV> важная, но не обязательная вещь, которая не пробуждает заложенной,
AV> вероятно, от рождения человечности.

И еще, и еще, откуда... на основании чего ты сделал такой вывод?

AV> Итог: герой абсолютно чужд
AV> миру, людям, даже природе...

Неправда, он приехал в отеческий дом, он доверительно общается с
братом, с соседями.

AV> Финальная сцена: он сидит на обочине
AV> проселочной дороге, наблюдая закат, затем садится в машину и
AV> уезжает в неопределенном направлении (по контексту фильма -
AV> забирать детей), но на переднем полане остается раскидистое
AV> дерево, такое одинокое и такое могучее среди полевого безмолвия....

AV> В общем, сплошная поэзия. И великая эстетика в каждом кадре.
AV> И неважно, что некотрые сцены или сюжетные ходы кажутся
AV> неправдоподобными (хотя, признаться, у меня таких чувств вовсе не
AV> возникло, даже в тех эпизодах, где излагаются медицинские реалии).
AV> Это фильм-символ, фильм-эмблема, и мне кажется, его надо просто
AV> почувствовать... Прочувствовать.

И все же, я вижу сплошной формализм. Нет насыщенности в этом фильме.
Нет правды человеческих отношений. Не вижу и не чувствую я этого.
Не заставляет меня автор переживать героям, не вовлекает в
повествование, я вижу лишь вялое сюжетное развитие и провал в конце
фильма. Не вижу в фильма автора, ни идеи, ни отношения, ни
сверхзадачи.

Единственно, что как-то более менее цельно выносится из фильма это
позиция брата героя - главное принимать решения, ни важно какой
сделать выбор, главное его сделать. И ему воздается гордым
одиночеством и болезнью сердца, которая в конце концов приводит к
смерти.

 
#78084

Эксперт
мне фильм в целом понравился.
достаточно интересный сюжет, хорошая актерская игра, видеоряд очень достойный.
интересна символическая сторона фильма, хотя я согласна, что до конца целостной символико-образной картины, к сожалению, не сложилось. много отдельных моментов, которые в единый пазл, как у детей евангельская картинка, не соединились.
 Цитата:
И вот тут когда
пытаешься выстроиться определенную, пускай не четкую, пускай не
последовательную, но правдивую историю, - правдивой я ее назвать не
могу и меня это больше всего расстраивает. Авантюра с придумыванием
"сторонней" беременности в реальной жизни не может быть доведена до такого клинического
состояния. Вера покончила собой. Даже в случаях полного
духовного одиночества, люди находят моральную опору или мотивацию; кто в вере, кто в творческой самореализации,
кто в бутылке, кто еще в чем.. вариантов много. На то, чтобы оставить своих детей
без матери - не пойдет ни одна психически нормальная женщина.

люди в ситуациях духовного одиночества ведут себя очень по-разному, порой совершенно алогично и бредово. далеко не все могут при этом учитывать "внешние" обстоятельства, порой так глубоко погружаясь в собственный душевный разлад, что не замечают ничего вокруг, никак не соотносят это с собой. а нормально это или не нормально, вопрос сложный, кто бы дал четкие критерии отличия "нормальности" от "ненормальности" (конечно, кроме очевидных психических болезней)...
духовное же одиночество героини в фильме налицо. вроде есть семья, причем такая идиллическая с виду, в которой симпатичные родители и обязательно двое детей - девочка и мальчик, такие семьи очень любят в разных рекламах показывать. а на самом деле семьи-то и нет, есть он и она, кроме колец на безымянных пальцах ничем между собой и не связанные, есть дети, которые между собой тоже не очень-то близки. характерна сцена в поезде, когда он и она сидят напротив друг друга, совершенно чужие, в молчании и собственных мыслях.
 Цитата:
По-моему, напротив, он по-отечески
внимательно относится к детям.

мне, напротив, показалось, что это внимание чисто формальное, роль, которую он исполняет как отец, потому что так принято. нет в нем того внимания, которое идет от любви и внутреннего желания поступать так, просто он отец, а отец должен это делать.
а само название-смысловой ключ - Изгнание - мне кажется, относится не только к герою, но и к героине. оба они "изгнали" себя из простого и понятного мира и от близких людей в собственное одиночество, которое, в конечном счете, привело к их гибели - физической в случае с героиней, и в духовном в случае с героем.  
#78235

Модератор / Профессионал
Обсуждаемый фильм, на мой взгляд, относится к тем картинам, которые нужно посмотреть больше одного раза. Чтобы до-смотреть, до-читать, до-распробовать, если хотите. И уже этим фильм является для меня ценным.
 Цитата:
Не вижу в фильма автора, ни идеи, ни отношения, ни
сверхзадачи.

В любом тексте (будь то книга, фильм, полотно художника и т.д.) авторская позиция может явно присутствовать или быть отсраненной, незаметной. И образ автора, равно как и его отношение к героям, может скаладываться всего лишь из точки видения, из отбора тех самых объектов (в широком смысле - идей, образов, связей между ними и прочее), которые в центре его (автора) внимания. Думаю, в этом смысле фильм можно считать полноценным)))Насчет сверхзадачи трудно сказать. Если она не угадывается, то вряд ли это говорит о ее отсутствии.

Считаю фильм удачным в плане символики. В том числе и евангелиевской. По моим ощущениям, ее гораздо больше, чем названо выше. Причем названы явные реминисценции, но в картине точно присутствуют еще и аллюзии, иногда угадываемые, иногда нет. И этот момент мне очень импонирует: всегда интересно наблюдать, как автор впишет свое произведение в общекультурный контекст.
 Цитата:
В центре внимания - внутрисемейные отношения.

 Цитата:
В эпизоде Вера пожаловалась своему другу, что не находит
взаимопонимания с мужем, - да, елки-палки, нормальная, расхожая
ситуация. По сути - все люди одиноки, и далеко невсегда мы находим в
близких людях тонкого проникновенного понимания и утешения.
Где проявился их семейнымый кризис, как я могу это увидеть в фильме?
Тяжелые, перегруженые однообразием планы, скупые посылы.


Меня поразило то ощущение полной пустоты и тишины, отчужденности, которое сопровождает эту семьи, где бы они не находились. Дом, в который они приезжают, одинок своими распахнутыми комнатами. И непонятно, зачем он такой большой? это еще больше увеличивает дистанцию между героями, которая и без того - огромна. Герои действительно изгнанники (да, думаю, оба), и им неловко друг с другом, они друг другу чужды и оба понимают это. Это не просто "расхожая и нормальная" ситуация, это именно кризис. И не просто семейный, а глубже - кризис человеческий, если можно так выразиться. Скорее всего, автор намеренно утрирует и сгущает краски: ведь других альтернатив он своим героям не открывает: где найти выход скопившемуся напряжению в семье? Друзья, работа, увлечение любимым делом? Где он, выход? Тупик... То, что для многих является отдушиной и залогом счастья и благополучия - семья, дом - героям приносит лишь боль и душевные мучения. Вот в этом я вижу ненормальность ситуации, "нерасхожесть" ситуации.
 Цитата:
На то, чтобы оставить своих детей
без матери - не пойдет ни одна психически нормальная женщина.

В том-то и парадокс ситуации, что для нее семья - не ценность как таковая.
 Цитата:
И вообще это не по христиански.

Вот это-то и интересно, как христианская символика и евангельские подтексты уживаются в истории наших героев)
 Цитата:
AV> Изгнание: он, будучи рассудительным и до предела жестким
AV> человеком

Рассудительный - это неплохо, а вот жестокости я в нем не увидел.
Или ты имеешь ввиду тот момент, когда он ударил жену, узнав с ее слов,
что она ему изменила? Или тот момент, когда дети об этом говорят?
Ну не повод это упрекать человека в жестокости.

Минуточку! Разве жесткий и жестокий одно и то же???
 Цитата:
Единственно, что как-то более менее цельно выносится из фильма это
позиция брата героя

Да, здесь согласна.
 Цитата:
И еще в фильме нет
предыстории, она никак не показана. Что это за семья, почему они сюда
приехали.. и т.д.

А на это, видимо, воля зрителя. Подумай-ка, зритель, отчего да почему, а никто и не обещал, что будет просто)))
 Цитата:
AV> Это фильм-символ, фильм-эмблема, и мне кажется, его надо просто
AV> почувствовать... Прочувствовать.

Это верно, может быть, его следует посмотреть, повторюсь, больше одного раза.




 
все к лучшему в этом лучшем из миров... #78382

Популярное
на форуме

Отзывы о ресторанах18+


Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться