Автор
Тема

Межгалактический флудер
Шахта
НОВЕЙШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ НЕ СПАСЛО ШАХТЕРОВ

(«Ведомости» 20.03.2007)
КСЕНИЯ РЫБАК, ВИКТОРИЯ СУНКИНА, АЛЕКСЕЙ РОЖКОВ
Самая страшная в современной истории России подземная авария произошла вчера в Кемеровской области: взорвался метан в шахте “Ульяновская” компании “Южкузбассуголь”. Под завалами, по сведениям МЧС, оказалось около 200 человек; 74 погибло, 83 удалось вывести на поверхность. Судьба остальных на вчерашний вечер оставалась неясна. Ущерб компании может достичь $200 млн.

Единственный акционер ОАО “Объединенная угольная компания “Южкузбассуголь” — ЗАО”Угольная компания “Южкузбассуголь”, по 50% которого контролируют “Евраз” и менеджеры “Южкузбассугля” (сын погибшего в прошлом году гендиректора компании Владимира Лаврика Георгий, Александр Говор и Юрий Кушнеров). В 2005 г. добыча “Южкузбассугля” составила 17 млн т угля (13 млн т коксующегося и 4 млн т энергетического). Выручка по РСБУ за 2005 г. — 20,79 млрд руб., чистая прибыль — 5,52 млрд руб. По данным отчетности Evraz Group, ее доля в чистом убытке ЗАО “Южкузбассуголь” в первой половине 2006 г. — $13 млн.
Шахта “Ульяновская” построена в 2002 г., ввод ее в действие был приурочен губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым к 50-летию президента России Владимира Путина. Это одна из самых современных шахт в России, на ней установлено новейшее оборудование, уверил “Ведомости” представитель Ростехнадзора, в том числе самая современная вентиляционная система — для дегазации воздуха в шахте и вывода метана.
Представитель “Южкузбассугля” говорит, что трагедия разразилась в 14.10 по местному времени. До этого момента датчики показывали нормальное содержание метана, но вдруг его содержание в выработке резко увеличилось. Представитель пресс-службы администрации Кемеровской области Сергей Черемнов предположил, что к выбросу метана и его взрыву привело обрушение кровли в выработке.
Сигнальное оборудование предупредило шахтеров о взрыве, но было уже поздно. По вечерним данным МЧС, под завалами осталось свыше 200 человек, 74 из них погибли, 83 спасены, судьба остальных неизвестна.
Авария на “Ульяновской” стала крупнейшей в российской истории. В декабре 1997 г. 67 человек погибли на шахте “Зыряновская” в Кемерове; на шахте “Центральная” в Воркуте в 1998 г. — 27 человек; в сентябре 1997 г. на шахте рудника “Баренцбург” компании “Арктикуголь” — 23 человека.
Это не первая авария и на шахтах “Южкузбассугля”. 10 апреля 2004 г. на шахте “Тайжина” в Осинниках погибли 47 шахтеров, причина — та же, что у вчерашней аварии: внезапное обрушение пород и взрыв. 9 февраля 2005 г. при взрыве на шахте “Есаульская” погибли 25 человек — из-за неправильных, как установила госкомиссия, действий ответственных работников предприятия при ликвидации пожара.
Источник, близкий к угольной компании, говорит, что работа “Евраза” примерно на 45% зависит от поставок угля с “Южкузбассугля”. По его подсчетам, в 2006 г. “Евраз” потребил 4,9 млн т угля в концентрате, поставленного с “Южкузбассугля”.
“Ульяновская” производит больше 2 млн т угля в год, что в переводе на концентрат составляет 1,5 млн т. “Евразу” придется искать дополнительных поставщиков сырья — или “Южкузбассуглю” перенаправить поставки, заключает он.
Месяц простоя “Ульяновской” будет стоить “Южкузбассуглю” $1 млн, подсчитал Кирилл Чуйко из “Уралсиба”. Во второй половине этого года “Южкузбассуголь” может провести IPO, рассказывал “Ведомостям” знакомый с планами компании источник. Чуйко говорит, что регулярные аварии на шахтах компании вряд ли прибавят оптимизма потенциальным инвесторам.
В “Евразе” отказались отвечать на какие бы то ни было вопросы, связанные с аварией на “Ульяновской”. Не захотели говорить и менеджеры “Южкузбассугля”.
Рынка страхования шахт как такового в России нет, говорит заместитель гендиректора “Ингосстраха” Николай Галушин. Но на некоторых шахтах на Кузбассе сейчас происходит техническое перевооружение — собственники устанавливают дорогое оборудование, его стоимость измеряется десятками миллионов долларов. Имущество таких шахт владельцы, как правило, обязаны страховать, продолжает Галушин, поскольку оборудование куплено в кредит и является предметом залога.
В России очень сложно найти страховую емкость, чтобы обеспечить защитой имущество шахты и ответственность ее владельцев перед третьими лицами, объясняет гендиректор Национальной страховой группы (НСГ) Евгений Павленко.
Бывший топ-менеджер угольной компании знает, что компенсации семьям погибших будет выплачивать компания. А саму шахту “Южкузбассуглю”, скорее всего, придется восстанавливать на собственные деньги. Построить новую шахту с сопоставимым с “Ульяновской” объемом добычи может стоить $200 млн, заключает собеседник “Ведомостей”.


 
мы называем это жизнью, а это просто список дел #50590

Межгалактический флудер
(«Московский комсомолец» 21.03.2007)
Сергей ФЕКЛЮНИН
Как ни чудовищно звучит, Новокузнецк привык к шахтерским трагедиям. “Слышал, опять на какой-то шахте рвануло?” — обращается в городском автобусе кондукторша к водителю. Шофер щелкает кнопкой приемника, и через пару минут радио доносит сводку новостей: “К этому часу в списке погибших на шахте “Ульяновская” значатся 104 человека, о судьбе еще шестерых ничего не известно”.
Но это уже ближе к вечеру вторника. А ранним утром в Новокузнецк прибыло подкрепление местным бойцам МЧС, проработавшим в шахте всю ночь. Прямо после перелета из Москвы и двухчасового марш-броска на автобусах спустились в забой горноспасатели Новомосковска.
Официальные лица описали и примерную картину ЧП: суперсовременная защитная система зафиксировала резкое увеличение концентрации метана, и в тот же момент прогремел взрыв. Дальше никакой информации нет: вся система связи вышла из строя сразу после взрыва. Его глубина не очень велика — 300 метров, но эпицентр удален от входа в шахту, вероятно, на несколько километров.
Свое название шахта, находящаяся в 100 км от Новокузнецка, получила по имени ближайшей к ней деревни Ульяновка, но всех работников сюда привозят автобусами из города. Даже раздевалок на “Ульяновской” нет — переодеваются шахтеры в АБК (административно-бытовой комбинат) на шахте “Юбилейная”, почти в черте Новокузнецка. Большинство родственников шахтеров разместились в актовом зале АБК.
— График у шахтеров такой: три смены подряд, трое суток дома, — рассказывает мама пропавшего без вести шахтера Сергея. — Иногда по часу, по два приходится добираться до работы. А зарплата — не так чтобы очень большая: у кого 10 тысяч, у кого — 20. Я пока не знаю, как сказать снохе… Она недавно дочку родила, боюсь, не выдержит. А может, еще обойдется, а? — спрашивает у меня женщина. — Ведь надежда умирает последней…
Парень, согласившийся подбросить до “Юбилейной”, раньше и сам работал на ней. Он объясняет, почему могла не сработать современная система газозащиты:
— Датчики действительно срабатывают на малейшее появление метана — отключают все электрооборудование. Включить его потом обратно — целая морока. Эти датчики чем только при мне не затыкали: и телогрейками, и пластырем, и скотчем…
Косвенно на эту версию “играет” и информация, вывешенная в офисе угольной компании. Там на большом стенде отмечается процент выполнения плана на каждой из шахт и даже на каждом из участков шахты. Так вот, ряд участков на “Ульяновской” план с начала года недовыполнял. Неужели шахтеры могли “заглушить” датчики, чтобы не мешали работать?
Между прочим, в этом районе все шахты — «газовые» и относятся к третьей (наивысшей) категории взрывоопасности.
По словам инженеров, взорваться мог вовсе не метан, а угольная пыль. Допустим, в конце прошлого года в погоне за выработкой пренебрегли технологией и оставили слишком большую полость. А в этом году решили заняться вспомогательными работами (из-за чего и недобрали план), но не успели — грунт обрушился. Взрывной эффект от сжатого воздуха вкупе с угольной пылью даже больше, чем от метана.
Но самой популярной в народе пока остается версия о проводившихся в тот день испытаниях новой системы безопасности с участием представителя английской фирмы-изготовителя. Гражданин Великобритании действительно в тот черный день оказался в забое, но, как уверяют хозяева шахты, никаких испытаний не было и в помине. Они закончились еще полгода назад, и с тех пор на всех шахтах компании работает “лучшая в мире английская система безопасности”. Иностранец же был представителем банка, кредитующего угольную компанию, и он приехал оценить перспективы месторождения. Вместе с гостем погибли около 20 руководящих работников шахты. В их числе мог оказаться и директор Говор, но, на свое счастье, он был в отпуске.
У морга во дворе больницы №22 стоят четыре армейские палатки. В морге идет процедура опознания. По браслету, по кольцу, по татуировке… В палатках психологи пытаются оказать помощь женщинам, которые только что увидели своих сыновей и мужей. Лица у этих женщин — как снег. А снег в этом городе — черный.
СПРАВКА "МК"
Шахта “Ульяновская” считается самой перспективной в угольной компании, объединяющей с десяток шахт в окрестностях Новокузнецка. Она разрабатывается меньше пяти лет, в ней толстые пласты — до 2,5 метра, неплохой коксующийся уголь, поставляемый даже на экспорт, и рекордные выработки — до 10 тыс. т в сутки — это два железнодорожных состава.
ЧТО ПИСАЛИ ОБ “УЛЬЯНОВСКОЙ”
Газета “Кузбасс”, 1999 г. “Удивительно красивое место, — замечает Петр Шопорин, опытный проходчик. — Отойдешь на сотню метров — и тетерева летают, бывают и волки, а внизу, в Ускате, полно тайменя”.
— Не жалко разрушать такую природную идиллию?
— Жалко. Но очень уж уголь тут богатый. И так он удобно залег, что можно его легко брать.
— Очень уж спокойное место тут было, — рассказывает убеленный сединой Емельян Шабалов, проработавший сорок лет комбайнером на полях колхоза “Вперед”. — Думал, останусь тут до конца своих дней. Рыбалка есть, грибов полно, до городского дыма далеко, в огороде все растет — и на тебе, шахту строят под боком.
“Наша газета” (Кемерово), 2002 г. “На торжества, посвященные пуску в Кузбассе новой шахты, прибыл губернатор Тулеев. Звучала музыка и аплодисменты. У устья конвейерного уклона разрезали красную ленточку. Аман Гумирович назвал это просто совпадением — то, что шахту открыли именно в день юбилея Путина (7 октября 2002-го ему исполнилось 50. — “МК”). Но раз уж так получилось, то “будем считать ввод в работу шахты “Ульяновская” нашим подарком к золотому юбилею президента”, — сказал Тулеев. Владимир Лаврик, гендиректор компании “Южкузбассуголь”, на митинге радостно заявил, что первый миллион тонн из новой шахты выдадут через семь месяцев — “ко дню рождения губернатора”.

 
мы называем это жизнью, а это просто список дел #50737
ОСФР по Орловской области

Популярное
на форуме

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться