JulieHolmes,
В "школьной" программе по литературе изучаются почти все произведения мировых классиков. Это, можно сказать, тот "минимум", который хорошо было бы знать и прочитать образованному человеку. Другое уже дело, есть ли у него такое желание, ибо выбирать что читать, а что нет есть у каждого. Да, в школе мало кто целиком читает и тем более понимает многие произведения, но изучаются они хотя бы потому, чтобы человек знал, что есть вот такие авторы, такие вот романы, повести, стихи. Чтоб хоть что-то в памяти отложилось, пусть хотя бы одно название. Потом, по этим произведениям в школе пишутся сочинения, ну и хрен, что многое списывается с готовых пособий, книжек,- какие-то мысли, фразы всё равно остаются в башке. Всё ещё, конечно, зависит от способностей и желания ребёнка...Смысл этого всего - попытаться научить думать детей "по-взрослому". Ещё мастерство учителя здесь важно - объяснить детям на пальцах какие-то взрослые, жизненные вещи, заинтересовать. И это касается всех школьных предметов.
В школе читала, что было интересно. А в 11-ом классе, когда проходили "Тихий Дон", ну с такой неохотой начинала его читать, а потом прямо таки прозрела - начала задумываться о проблемах, в таких вот прям жизненно важных масштабах. На самом деле эта книга оживила мозг уже тогда на многие вещи. Сейчас перечитываю - каждый раз новые ощущения, каждый раз что-то новое. У нас, кстати, в классе многие пёрлись и от "Преступления и наказания", и "Война и мир" кому-то понравилась...