Правда, обвинять кого-либо господин Горегляд не стал, застенчиво добавив, что «все это говорит о неурегулированности и суете, в которой проводились конкурсы».
А суетились, судя по всему, не на шутку, с размахом. Вообще в системе конкурсных закупок практикуется приобретение оборудования по цене выше минимально доступной. Но это, как правило, объясняется надежностью поставщика и необходимостью дальнейшего сервисного обслуживания. В нашем же случае происходило нечто совсем уж возмутительное: мало того, что покупали по дорогим ценам, но еще и всякий хлам. Так, по свидетельству члена сформированной при Счетной палате экспертной группы, директора Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева, профессора Лео Бокерия, некоторые виды закупленного оборудования не соответствуют действующим в отечественном здравоохранении стандартам, другие вообще технически устарели. «Все это довольно странно, - говорит Лео Бокерия. - Даже если абстрагировать дикой стоимости техники - работ ней проблематично. Где и как Росздрав ее покупал - дело темное. Понятно, что в сложившейся ситуации испытывающие технический голод медучреждения не станут роптать и будут брать, что дают. Ведь в противном случае «недовольные» рискуют остаться с древними динозаврами медтехники. Это печально известная тактика борьбы Минздрава с оппозиционерами.
Как ни странно это звучит, но в Счетной палате всячески подчеркивают, что не видят в результатах проверки никакого повода для скандала.
- Свой отчет мы направили в правительство, где будут сделаны соответствующие выводы, - заявили корреспонденту «ДВ» в пресс-службе ведомства. - Названия российских компаний, обеспеченных Росздравом дополнительными продажами медтехники вне конкурса, станут известны лишь после публикации отчета, поскольку оглашенные на коллегии результаты проверки не являются официальными данными, поэтому распространять данную информацию мы не имеем права. Что касается самого Росздрава, то Счетная палата направит в компанию представление и рекомендации провести внутреннее расследование.
Корреспондент «ДВ» попытался связаться также с Росздравом, но единственное, чего добился - это твердого заверения, что «мы пока результатами реализации национального проекта «Здоровье» полностью удовлетворены».
Чиновников Росздрава можно понять: такие деньги попадают в руки не каждый год. А вот логику действий pеформаторов понять, мягко говоря, сложно.
Судите сами: по идее в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» основное внимание должно быть уделен крупным профильным медицинским центрам, поскольку маленькие районные поликлиники и амбулатории фактически стерты с лица земли. Именно им, этим центрам, и предназначается закупленное оборудование. То самое - бешено дорогое, но технически устаревшее.
Вот вам и вопрос: если пациентов региональных медучреждений отправят лечиться в крупные клиники, где вместо оборудования груда металлолома, что будет? Правильный ответ, думаю, может дать любой человек, даже не отягощенный академическими регалиями и научной степенью по медицине. А как ответит на этот вопрос Минздрав, мы, право же, можем только догадываться.