Автор
Тема

Местный житель
Субкоманданте маркос


ВЗГЛЯД ИЗ-ПОД МАСКИ

СУБКОМАНДАНТЕ МАРКОС - САМЫИ ИЗВЕСТНЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ МЕКСИКАНЕЦ И МОЖЕТ В ЭТОМ СМЫСЛЕ ПОСПОРИТЬ СО ЗВЕЗДАМИ ТЕЛЕСЕРИАЛОВ, ХОТЯ МАЛО КТО ЗНАЕТ ЕГО В ЛИЦО. ВЗЯВШИСЬ НИОТКУДА И ОБЪЯВИВ ВОИНУ ВСЕМУ МИРУ, ОН УМУДРЯЕТСЯ ЭТУ BOЙНУ ВЫИГРЫВАТЬ. СЕГОДНЯ ОН ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА И ОБЩЕПРИЗНАННЫЙ СИМВОЛ АНТИГЛОБАЛИЗМА. О ЛИДЕРЕ ИНДЕЙСКИХ ПАРТИЗАН ИЗ ШТАТА ЧИАПОС РАССКАЗЫВАЕТ ЕГО РУССКИЙ ИЗДАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ ЦВЕТКОВ

Партизаны-индейцы мексиканского Называют его “Тата” - предок, “батько” по нашему, или “тятя” для детей, которых он любит как и все революционеры, и много с ними возится у себя в лаканданских джунглях. Он никогда не снимает на людях “Пасамонтану”, черную маску. Эта маска -лицо восстания потомков майя и зовут ее субкоманданте Маркос. Он говорит, что любой, надеваюший маску, берущий оружие и выступивший против глобализма, становится субкоманданте Маркосом, где бы он ни находился и на каком бы языке ни думал. Конечно, если одевшему маску нарвиться этоимя.

Индейская стратегия и поэзия

В любой латиноамериканской стране есть лесные братья. и подпольщики, сражающиеся с властями и верящие в какoe-нибудь светлое будущее, почему же именно Маркос стал для всeгo мира новым, антиглобалистким Че Геварой? Во-первых, он объявил войну не местным властям, а более серьезной инстанции - транснациональным компаниям, планирующим освоить- индейские земли, нефть и кофе. Вторая причина МОДНОСТИ Маркоса: он - Поэт, с большой, как вы уже заметили, буквы. Поэт в том же смысле, что и Маяковский, Маринетти, Д' Аннунцио, председатель Мао. Поэт как посредник, медиатор между нами и майя, между этническим прошлым и технотронным будущим, между вездесущей системой и всегда возможным восстанием. Роль такого посредника устраивает его больше, чем любая другая, поэтому он очень сердится, когда о нем пишут вождь, лидер - или полевой командир. Эти две особенности: планетарный размах мышления и литературное мастерство изложения – надолго обеспечили Маркосу международную харизму.

В Европе его книги издает Фонд Джона Леннона, видимо, в память о братаниях очкастого пацифиста с новыми левыми, Черными Пантерами и знаменитой ИРА в 71-м году, тем более что в текстах Маркоса весь пафос борьбы против империалистических хищников и наймитов вытекает из совершенно фантастического чиапосского фольклора, песен, сказов и притч, а также из снов, видений и интуиций самого Тата - и его ближайших сподвижников. На вопрос о возрасте он отвечает: “Мне 518 лет”. На шее всегда носит старомодный фонарик, поясняя, что нас (в смысле, всех без исключения) завели глобалисты в печальную тьму и теперь нужно искать отсюда выход, пока не разразился необратимый экологический кризис или не началась последняя мировая война. Партизанские дети воспитываются на придуманных Маркосом историях и рисунках про волшебного жучка Дурито. Это священное и всемогущее насекомое - индейский ответ ненавистному Микки Маусу.

Автономная зона по-индейски

Сапатистами они назвали себя в честь народного героя Сапаты, среднего между нашими Чапаевым и Махно и жившего примерно тогда же. Восстание началось новогодней ночью 94-го. В день подписания Мексикой торгового соглашения НАФТА из леса вышли эти самые сапатисты, о которых доселе никто не слыхивал, захватили столицу штата Сан-Кристобаль и с
тамошнего телеграфа по всему миру разослали ряд заявлений: типа, не хотим ложиться под США, продаваться за баксы, окультуриваться, играть по правилам и пускать к себе всяких заграничных менеджеров, жучок дурито нам не велит, ну и отделяемся от всего мира, чтобы жить своим умом, а всех, кому американский порядок опостылел, приглашаем, значит, к сотрудничеству. Интервью на фоне красочных индейских фресок, мгновенно покрывших городские стены, давал таинственный субкоманданте, ставший в этот день символом и звездой. Так Чиапос превратился в автономную зону, в никем не признанный остров сопротивления. Недоумение властей было столь сильным, что сапатистам быстро удалось занять огромную территорию, хотя вооружены они тогда были лишь дедушкиными ружьями либо вообще деревяшками, изображавшими автоматы. За минувшие семь лет и стволов, и военного опыта прибавилось, бои не раз сменялись переговорами, армейский контингент правительства выжигал целые деревни, жители которых убегали под защиту партизан, вертолеты обстреливали лагеря повстанцев с воздуха, а полиция в неизвестном направлении навсегда увозила индейских старейшин, поддерживавших Маркоса. Однако сейчас штат фактически не контролируется извне и живет по собственным правилам, а во всей остальной стране тысячи сочувствуюших ходят в майках и вешают у себя дома деревянные иконки с портретом Маркоса, рядом со статуэтками Девы Марии и Христа. Такие иконки есть у столичных студентов-радикалов, и у провинциальных крестьян. По всему континенту бесчисленным тиражом переписываются “Красные дудки и барабаны” - кассеты с партизанскими песнями, крамольными сказками про Дурито, окопными интервью и прочей агитацией. Успех этого “магнит издата” объясняется еще тем, что миллионы людей в Латинской Америке просто не умеют читать и могут только слушать Тата.

Индейский промоушн

Субкоманданте пиарил свою революцию по-взрослому: кроме боевых сводок и героических фото он с первого же дня восстания атаковал через интернет весь мир своими стихами, мыслями о Сервантесе, Кортасаре и Шекспире, обращался с вопросами к Далай-ламе, Папе Римскому, рок-звездам, режиссерам, писателям. Недавно его портрет появился в телерекламе одной мексиканской мебельной фирмы. Активное имиджмейкерство всегда имеет свои издержки. Тем более, что формально тут придраться не к чему: не запатентовал же Маркос свою маску и трубку? Где вы видели Робин Гуда, подающего судебный иск? Надо понять вечно недовольных европейских интеллектуалов, раскрутивших Маркоса. К середине 90-х они совсем скисли: советский блок пал, Кастро утомил, к Ким Ир Сену всерьез отнестись не получается, а Исламский джихад поддерживать все-таки стремно. и вдруг из леса такой подарок - защитник всех обиженных, коренных и угнетенных, в красном платке на шее и без конкретного лица, к которому можно было бы придраться, сам на коне, с патронташем через грудь и ноутбуком на-
перевес. Персонаж, каких, казалось, уже и не может быть. Всячески помогать Маркосу и ездить к нему в лес стало хорошим тоном в среде молодых европейских альтернативщиков и богемы - Сапатисты принимали гостей, все им показывали, угощали, читали стихи на дорожку, но комиссарить особенно не давали, оставаясь сами по себе. Если верить вернувшимся, в автономной зоне царит анархизм, но не как его понимали Sex Pistols, а как его представлял себе князь Кропоткин. Иидейцы вооружены, живут небольшими общинами, сплошное самоуправление, коллективно владеют землей и ее дарами, никому никаких приказов
сверху, иcчeз голод, перестали вырубать уникальные леса, запрещена охота на священных животных, возрождаются полузабытые традиции, для детей налажено бесплатное образование, насколько это возможно в условиях тлеющей войны. Так ли все хорошо, вы можете выяснить, только отправившись туда на свой страх и риск, нету никакого другого способа. Но даже если половина описываемого правда, мы имеем дело с гигантским успехом - до 94-го Чиапос был самым глухим и безнадежным мексиканским углом и упоминался только в местной литературе, опять же как глухой и безнадежный угол, в непроходимой зелени древнейшие пирамиды и храмы.
Попыхивая любимой трубкой, батько Маркос любит порассуждать о том, что время в мире страшных буржуинов, собирающих золотой мед в офисных сотах, поделено на мельчайшие и точные отрезки, заранее учтенные и проданные, тогда как гораздо достойнее и полезнее измерить его с помощью бегущего из склянки в склянкy песка и мыслить мгновениями и эпохами, а не часами и днями. За это песочное, сапатистское время он навербовал себе столько поклонников, сколько, наверное, никогда и не рассчитывал. в недавнем и сугубо мирном марше сапатистов на Мехико, кроме самого Маркоса, участвовали: Оливер Стоун, естественно, все это снимавший, вдова французского президента Миттерана, редактор "Моид Дипломатик" Игнасио Рамоне, мощнейший левый философ Реже Дебре, Нобелевский лауреат Хocе Сараманго, пара депутатов Европарламента, знаменитый защитник французского сыра Жозе Бове и другие антиглобалистские лидеры со всего света. А в самом Мехико, кроме полумиллионной толпы фэнов, партизана встречала дeлeгaция писателей, возглавляемая Габриелем Гарсиа Маркесом. Не снимая маски, субкоманданте выступил в парламенте, изрядно перепуганном всем этим шумом и предложившем Чиапосу перечень уступок и компромиссов. Речь партизана и его друзей может быть передана одной фразой: индейцы майя не продаются! Примерно то же было повторено перед народом, собравшимся на главной столичной площади: борьба продолжается, мировой Карфаген (понимай - Соединенные Штаты) должен быть разрушен, вооруженный народ непобедим! С чем и отбыл восвояси к зависти и ужасу официальных властей. Насчет непобедимости субкоманданте не так уж и преувеличивает. Если раньше мексиканская армия ставила задачей разгром противника, то сегодня цели изменились: блокировать сапатистское движение в границах штата, не дать опасному вирусу распространиться по всей стране. Учиты-
вая популярность "говорящей маски", в этом нет ничего невозможного.

Индейские легенды

Естественно, о таком парне ходят десятки легенд. Одна из них: под маской скрываются разные, хотя и очень похожие братья. Один писатель, второй офицер, третий...

По другой легенде, перед нами воспитанник тайного союза майя, членам которого вообще запрещено показывать лицо чужакам. Этот мистический союз якобы планирует спасти всех индейцев, собрав их вместе и вернув к чистоте, перед тем как на землю сойдет Христос с металлическим зеркалом и даст посмотреться каждому: одни сгорят, не выдержав, а другие -спасутся, увидев свое настоящее отражение. Страшный суд запланирован древнейшим календарем майя на конкретную дату - 23 декабря 2О12-го. Столь же естественно, что Маркос в ответ смеется и советует каждому жить в той реальности, которая ему больше подходит. О себе он рассказывает мало и неохотно: метис, учился на философском в Мехико, увлекался марксизмом, что типично для мексиканского студента, работал программистом, потом, вместе с друзьями по кружку, решил идти в народ, в данном случае - майя, в лесу у индейцев прежняя жизнь закончилась и он стал другим существом. Имя Маркос занял у одного из своих погибших товарищей, похороненного в джунглях, а старое свое имя забыл. В начале 9О-х, узнав о наступлении НАФТА, означавшем полный экономический контроль корпораций над Чиапосом, понял, что засиделся в лесу и пора предъявить себя миру.

индейская логика и планы

Его манифест "Семь деталей мировой головоломки" стал культовым чтивом для антиглобалистов. Хотя выступает он не против объединения мира как такового, но против того, чтобы это делалось в интересах узкой корпоративной элиты. Мировой тусовке глобализаторов противопоставлена идея "интернационала несогласных", которую в Европе сравнивают с проектом нового Коминтерна. Согласно логике Маркоса, промышленная революция могла освободить людей от физического труда, но не сделала этого, потому что результаты индустриализации остались в руках "долларовых вампиров", , выжимающих сверхприбыли из остальных людей и заинтересованных в сохранении неравенства. Теперь компьютерная революция обещает освободить человека от необходимости умственных усилий, и вот тут-то все мы весьма рискуем превратится в зомбированные стада, с которыми один процент "мировых хозяев" будет делать что захочет при помощи прессы, индустрии развлечений и тотального электронного контроля. Не зря в интернете Маркоса так ценят киберпанки, в 98-м они атаковали сайты мексиканской армии и спецслужб, пытаясь помешать очередному вводу войск в мятежный штат. Всему этому, напоминающему "Матрицу" будущему субкоманданте противопоставил идею "международной революции", которая должна изменить сами принципы цивилизации, прекратив рыночные спекуляции, потребительский культ, идиотизацию людей через масс-медиа и прочие неприятности нашей дивной современности.
Реальный ли это прогноз или замысел новой эпической поэмы? Махнуть ли рукой на заграничную экзотику или срочно делать маску из лыжной шапки? Как всегда, все решаешь ты, дорогой читатель. Уверенным можно быть лишь в том, что субкоманданте со товарищи - первые фигуры в орнаменте новой, глобальной истории человечества, начинающейся сейчас.  
Нам нужно мыло, чтоб очистить мир!!!! #31264

Местный житель
СУБКОМАНДАНТЕ МАРКОС: ИСТОРИЯ МЯТЕЖНИКА


Очень непросто писать о такой колоритной личности, избегая навязчивых штампов. Слишком много противоречий. Да собственно говоря этот человек – сплошное ходячее противоречие. Кто он, тот, который стал известен всему миру под именем Субкоманданте Маркос? Что мы знаем о нём? Мифы? Легенды? Правду?

Кем он был прежде, чем стал Субкоманданте Маркосом? Выходец из семьи среднего класса. «Отец, глава семьи, учитель сельской школы в период карденизма. Мать тоже сельская учительница». Он постигал жизнь через книги Габриэля Гарсиа Маркеса, Варгаса Льоса, Сервантеса, Шекспира, выглядывая в мир «не через кабель новостей, а через роман, эссе стихотворение». «Сто лет одиночества» стала лучшим учебником.

В начале 80-х годов окончил философский факультет университета в Мехико, печатался как прозаик, переводчик. Несколько лет работал в Сан-Франциско программистом. Но ему не суждено было сделать карьеру ни переводчика, ни философа, ни программиста. Та профессия, которую он избрал, пройдя нелёгкий жизненный путь, объединила в себе все эти умения. Эта профессия – Мятежник. Да, это определение очень подходит.

Мятежник – это человек, разбивающийся о стены лабиринта истории. И не то, чтобы он сам разбивался в поисках Истины. Его жизнь, на первый взгляд, схожа с жизнями многих других людей, но в то же время очевидна огромная разница. Мятежник тем и отличается, что выбирает путь самый трудный и опасный, но при этом и самый верный. И он обязательно побеждает, потому что знает: лабиринт – это ловушка. Он знает, что нет иного пути, чем путь разрушения стен.

Он смог пробить стену молчания и равнодушия, увлекая за собой и привлекая внимание всего мира к проблемам индейцев Лакандонской сельвы – коренным жителям Мексики. Мятежник забыл своё имя, забыл своё прошлое. Он начал свою жизнь заново, назвавшись Субкоманданте Маркосом – именем погибшего товарища. Он стал идеологом, пропагандистом – голосом, умом и слухом индейцев. Сапатистами они назвали себя в честь народного героя Эмилиано Сапаты. Это движение известно ещё под аббревиатурой САНО (EZLN) – Сапатистская Армия Национального Освобождения. Мир узнал о них 1 января 1994 года: в день подписания Мексикой торгового соглашения НАФТА из леса вышли эти самые сапатисты в чёрных масках, захватили столицу штата Чьяпас – Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас. У них не было оружия, они не хотели смерти. Но так уж получилось, что этот договор, подписанный правительствами Мексики, США и Канадой, предусматривающий неограниченное освоение нефтяных промыслов и древесины на территории проживания индейских общин, был для последних окончательным смертным приговором. Пора было заставить правительство выслушать и мнение индейцев. Все переговоры между восставшими и представителями властей проводил человек в чёрной маске «пасамонтаньяс», ставший в этот день символом и звездой. Мятежник вновь родился 1 января 1994 года.

Так Чьяпас превратился в автономную зону. В настоящее время штат фактически не контролируется и живёт по собственным правилам. Честно говоря, очень даже неплохо живёт. Нет, Мятежник Субкоманданте Маркос не считает себя вождём, потому что среди сапатистов нет таковых. Глупо приклеивать несуществующие этикетки. Однако то, как называют его сами индейцы говорит о многом. Тата – предок. «Мне 518 лет», - с усмешкой говорит Маркос. Невозможно? Очень даже возможно, если учесть, что он рождается «каждый день и каждый час и каждую минуту и каждую секунду». Чёрная маска, которую он никогда не снимает при посторонних вызывает особое отношение. Потёртый красный платок на шее, изношенная фуражка, фонарик, непонятно для каких целей необходимый, сотовый телефон и на каждой руке по часам. Что всё это значит? Символы? Необходимость? Сам Маркос поясняет: «Фонарь, потому что нас держат в дыре, где нет света, телефон для того, чтобы мои консультанты по имиджу диктовали мне ответы на вопросы журналистов. Палиакате (платок), когда мы взяли Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас был новым и красным. А фуражка эта – та, с которой я попал в Лакандонскую сельву. И с одними из этих часов тоже. Другие часы – с тех пор, когда начало действовать прекращение огня. Когда время на этих двух часах совпадёт, это будет значить, что сапатизм в виде армии закончился и наступает новый этап, новые часы и новое время». Ну а то, что касается чёрной маски, так это «такой штришок кокетства. Никто не знает, кто я, да и никого это не волнует. Здесь важно лишь чем является Субкоманданте Маркос, а не чем он был».

Когда восстание вдохновляет человек-знак, любой, одевающий чёрную маску, берущий автомат и начинающий освобождение своей страны, сам становится похожим на Субкоманданте Маркоса, как две капли воды.

Естественно, что о таком парне ходят легенды. Одна из них: под маской скрываются разные, хотя и очень похожие люди. По другой – воспитанник тайного индейского общества, членам которого вообще запрещено показывать лицо чужакам. Третьи подозревают Маркоса в тайном оккультизме и кровожадности, четвёртые называют его аферистом и мексиканским сепаратистом. Столь же естественно, что Маркос в ответ смеётся и советует каждому жить в той реальности, которая ему больше всего подходит. О себе он рассказывает мало и неохотно. Да и к чему? Кем бы он ни был, «Суб», «Субкоманданте», «Суп», «Супко», «Маркитос», «Красавчик Суп», «Супкин сын» и прочие, становится совсем неважно кто он такой. Гораздо важнее что он думает и делает. Ещё до своего рождения, вместо того чтобы иметь всё, чтобы не иметь ничего, он решил не иметь ничего, чтобы иметь, таким образом, всё. Для него Мексика нечто большее, чем просто семь букв, а мексиканские индейцы – больше, чем просто мятежники. Он всю свою жизнь до предпоследней секунды посвятит борьбе за то, во что верит.

Маркос и сапатисты стали кумирами левой молодёжи Запада. Письма Маркоса, написанные в джунглях и распространяемые в интернете, способствуют политизации и радикализации многих молодых людей. В России вышел его сборник текстов – «Другая революция» - в переводе Олега Ясинского. О чём он? Прочитайте сами и поймёте. Мятежник свято хранит верность своим идеалам и ведёт за собой не только индейцев. Впереди ещё очень много трудностей. Но стоп! Какие трудности?! О чём это я?! Для Мятежников нет никаких преград, особенно для таких Мятежников как Маркос. И размышляя над всем этим, поневоле задумаешься о тех вопросах, которые каждый день задаёт нам жизнь, требуя своевременных ответов. Кто же ты, Мятежник Субкоманданте Маркос?!... А это я, это ты, это все мы.

p.s.
В статье были использованы материалы интервью Субкоманданте Маркоса с писателем Габриэлем Гарсиа Маркесом. Перевод О.Ясинского.


Ксения БЕЛЯЕВА - "Журнал Молодежной Культуры"  
Нам нужно мыло, чтоб очистить мир!!!! #31266

Местный житель
А разделяет ли кто-нибудь взгляды антиглобализма?  
Нам нужно мыло, чтоб очистить мир!!!! #31795

Местный житель
Чес обьясни кто такие антиглобалисты. Сколько раз это слово слышал а сымсл понять не могу  
#31815

Местный житель
Базиль
Обьясню так как это понимаю я.
В мире существует такая тенденция глобализации,я бы даже сказад американизации, и способствуют этому транснациональные корпорации (а как можо догадатся большей частью находятся в сша). Глобализация несет с собой потерю народности, потерю самобытности. Нам пытаются навязать определенный образ жизни поведения, далеко не лучший. Пытаются лишить независимости страны. Вот против этого и направленны антиглобалисты.  
Нам нужно мыло, чтоб очистить мир!!!! #32012

Местный житель
Четвертая Мировая война — это война, которую ведет мировой неолиберализм с каждой страной, каждый народом, каждым человеком. И эта та война, на которой передовой отряд — в тылу врага: Сапатистская Армия Национального Освобождения, юго-восток Мексики, штат Чьяпас. На этой войне главное оружие — это не ружья и пушки, но борьба с болезнями и голодом, организация самоуправляющихся коммун и забота о чистоте отхожих мест, реальная поддержка мексиканского общества и мирового антиглобалистского движения. А еще — память о мертвых, стихи о любви, древние мифы и новые сказки. Субкоманданте Маркос, человек без прошлого, всегда в маске, скрывающей его лицо,— голос этой армии, поэт новой революции.  
Нам нужно мыло, чтоб очистить мир!!!! #42717

Новичок
ЧУдный этот парень, Маркос. Даже решил восстановить нацию "майя". Уже успели пожурить М.Гибсона за "Апокалипсис"- мол, зачем он так негативно показал кровожадный культ, но умолчал о науке и культуре данного древнего народа.
Об антиглобализме:
http://www.netpolitics.ru/fileserver/File/vinnik/global-anti.pdf

И тех, с кем они борются:
http://stud.refcat.ru/rssstud/targ4959.html
http://burkina-faso.narod.ru/kara/oro_1.htm  
#47003

Популярное
на форуме

Отзывы о ресторанах18+


Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться