Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина
В ноябре 2019 г. исполнится 255 лет со дня смерти выдающегося британского художника и теоретика искусства Уильяма Хогарта (1697‒1764). Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина совместно с Государственным мемориальным и природным музеем-заповедником И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» приурочили к этой памятной дате выставку, посвященную графическому наследию мастера. В состав экспозиции вошли 60 подлинных гравюр Уильяма Хогарта из фондов московского музея, созданных художником в разные годы. Наряду с листами из серий «Карьера мота» (1735), «До и После» (1736), «Четыре времени суток» (1738), «Модный брак» (1745), «Усердие и леность» (1747) на выставке будут представлены иллюстрации к теоретическому трактату Хогарта «Анализ красоты».
В искусстве Великобритании творчество Хогарта явилось провозвестником новой эпохи. Смелый, реалистический взгляд художника принципиально изменил британскую живопись XVIII столетия и оказал влияние на многие стилистические явления последующего времени. В основе эстетической системы мастера лежала мысль о том, что каждый художник должен «обращаться к природе». Хогарт рекомендовал своим коллегам учиться «доверять чувствам» и создавать произведения, в которых отражаются события повседневной жизни. Этот путь, по его мнению, был единственно верным для профессионального художника. «Красота заключается в многообразии», — вот девиз, которым руководствовался Хогарт долгие годы.
Графическое наследие художника насчитывает порядка 700 листов. Работы мастера хранятся в крупнейших государственных и частных коллекциях мира. Среди российских графических собраний, помимо Государственного Эрмитажа, наиболее полной коллекцией подлинных отпечатков Хогарта обладает Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Комментарии